Без хозяина в утиль

Городские власти получили полномочия эвакуировать бесхозный транспорт. Вчера такое решение приняла гордума. В ближайшее время в мэрии будет разработан механизм признания транспорта бесхозным. После этого минимум 100 автомобилей принудительно покинет город.

Проблема стоящих вдоль дорог машин актуальна уже не первую зиму. Руководители коммунальных предприятий неоднократно обращали внимание властей на необходимость принятия мер к владельцам брошенных машин.

— Мы систематически собираем данные об этих машинах и передаем их в ГИБДД, — рассказывает директор ООО «Строймонтаж» Виктор Комиссаров. — Они ищут владельцев, но часто они не находятся или оказываются за пределами области. Чем эти машины мешают? Есть определенный алгоритм уборки: идет грейдер, который занимает полторы полосы, он нарезает вал, следом идет уборочная машина. Если на их пути стоит автомобиль, на этом месте просто-напросто образуется куча снега. Убирать его вручную у нас нет возможности. Пятьдесят процентов замечаний по качеству уборки обусловлены именно наличием припаркованного транспорта. Почему всегда чистый Октябрьский мост? Там машины не паркуют. А вот улицы Наседкина, Бабушкина, Ленинградская...

Некоторые из дорожных предприятий, отчаявшись найти легальную управу на проблему, время от времени прибегают к полузаконным способам борьбы с наиболее злостными нарушителями. Их автомобили попросту цепляют тросом к трактору и буксируют в те места, где они не создают помех. Такое перемещение с точки зрения права весьма сомнительная вещь, однако коммунальщиков больше пугает не это, а риск повредить чужую машину.

Департамент ЖКХ внял просьбам дорожников и вышел с инициативой о наделении своих сотрудников соответствующими полномочиями. Планируется, что в марте, когда дорожники начнут активно вывозить снег с улиц, все «автоподснежники» будут эвакуироваться за счет города на штрафстоянку. Решение об эвакуации будет принимать комиссия департамента ЖКХ.

Чтобы вернуть железного коня, хозяину придется оплатить все расходы и штрафы.

— Здесь есть два момента, — поясняет депутат городской Думы Юрий Кузин. — Во-первых, убрать с улицы или из двора утонувший в сугробе автомобиль, который не нарушает правил дорожного движения, можно лишь после признания его бесхозным. Вот именно механизм этой процедуры и предстоит определить мэрии. И времени для этого осталось немного. В марте уже минимум 113 машин с улиц города попадет в категорию бесхозных — это транспорт без номеров, без заинтересованных владельцев. Судьба этих машин? Штрафстоянка и дальнейшая утилизация. Вторая составляющая этой проблемы в том, что многие горожане считают нормой парковать автомобили на остановках и под запрещающими знаками. Здесь должна быть усилена профилактика, а эвакуация должна быть в разумных пределах, не столь тотальной. Все-таки в ситуациях временной парковки в каждом случае нужно подходить индивидуально.

Специалисты утверждают, что действующие законы не мешают эвакуировать стоящие вдоль дорог машины уже сейчас.

— Согласно Кодексу об административных правонарушениях при неправильной парковке эвакуация автомобиля возможна только в одном случае, предусмотренном ч. 4 ст. 12.19: «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле», — объясняет адвокат Александр Чумаков. — То есть обязательным условием для наложения санкций по данной части статьи является создание помех для движения транспорта, что вполне будет соответствовать действительности, если припаркованный автомобиль занял целую полосу движения. Проще говоря, там, где не занимается целая полоса — ставить можно, а где количество полос снижается, можно законно эвакуировать.

Андрей Ненастьев, Полина Удовиченко