35media.ru

Торговые варяги: наших бьют?

Петербургский холдинг «Продовольственная биржа» объявил о намерении уже в ноябре открыть в Череповце продовольственный гипермаркет. Он разместится на выезде из города в здании бывшего строительного гипермаркета «Домовой», к слову, разорившегося во многом благодаря приходу в Череповец более крупной сети «Аксон». Новый федеральный ритейлер надеется составить конкуренцию в Череповце как крупным, так и мелким торговым точкам. Последних именно это и пугает.

Как пишет издание «Деловой Петербург», основу ассортимента гипермаркетов «Продовольственной биржи» обычно составляет свежая продукция (в том числе фрукты и овощи) местных производителей. Гипермаркет в Череповце одновременно станет распределительным центром еще для трех магазинов. Основанием для решения о приходе в Череповец федеральной сети послужили данные о средней зарплате горожан и уровне конкуренции: первая в 1,3 раза выше средней по области, а конкурент в этой весовой категории у гипермаркета всего один — «Лента» в Зашекснинском районе.

По данным «Ленты», ежедневно покупки здесь совершают более 5 тыс. жителей. Постоянными клиентами числятся 11 % горожан: цифра рассчитана исходя из того, что на 310 тыс. горожан приходится 33 тыс. держателей карт постоянного покупателя.

— Мы рассчитываем, что число покупателей и товарооборот будут расти с каждым годом, — рассказывает менеджер по связям с общественностью компании «Лента» Яна МОГИЛЕВА. — В Череповце доля гипермаркетов на 100 тыс. населения составляет 0,32, тогда как в аналогичном по численности населения Новороссийске — 0,7.

Вместе с тем, как мы уже не раз писали, появление сетевиков вызывает протест местных предпринимателей. Они считают, что сети не создают, а фактически отбирают рабочие места у местного бизнеса, разоряя его.

— Наша позиция не поменялась: ничего особо хорошего в приходе гипермаркетов для нас нет, — констатирует председатель череповецкого отделения объединения предпринимателей «ОПОРА России» Сергей ПАНОВ. — Отмечу, что, помимо прихода крупных торговых точек, параллельно идет и другой процесс: активно входят сети других форматов, в том числе «магазины у дома». Так, открываются «Магниты», развивается «Семья». Местным предпринимателям сетевики предлагают сдать свои помещения в аренду им, и предприниматели, не выдерживая ценового демпинга, вынуждены соглашаться. Есть опасность, что, когда местные продавцы совсем вымоются, федеральным станет неинтересно продавать местные же товары, и они будут привозить сметану не из Шексны, а оттуда, где им удобнее по их логистике. Что касается открытия второго гипермаркета, то мы просили наши власти, что��ы это хотя бы был гипермаркет с хорошим оптовым звеном. В городе с этим есть проблемы, и такой сетевик мог бы как-то их решить.

Член координационного совета по развитию малого и среднего бизнеса Гарлем ЗАРГАРЯН констатирует, что после прихода «Ленты» оборот его оптовых складов упал почти на 50 %, но бизнесмен уверен, что это было неизбежно:

— Весь мир идет по этому пути, и Череповец не может быть островком. Вот открылся «Июнь» — у всех упали продажи, потому что в сети цены ниже. Люди выбирают то, что им выгоднее. Малый бизнес не вечен, должен быть более гибок. Я не понимаю: почему у нас все торгуют? Где прачечные, мини-пекарни, клининговые компании? Где этот малый бизнес, который нужно сохранить? В то же время, если мы не создадим конкурентную среду для гипермаркетов, не откроем несколько таких точек, рано или поздно кто-то из них нас сожрет.

Председатель клуба деловых людей Юрий КУЗИН ссылается на опыт Европы, который показывает, что при грамотном регулировании федеральные сети не будут наносить ущерб местным предпринимателям.

— Нужно организовать местную торговлю и при этом не препятствовать сетевикам, — отмечает он. — Только запретительными мерами здесь ничего не решить, нужна некая золотая середина.

Андрей Ненастьев