35media.ru

Мать Бабайки, жена домового

Запечная кикимора Мара поселилась в поселке Ботово больше года назад. Местная массовичка-затейница Екатерина Светлова, придумавшая этот образ, время от времени выводила его на праздники в ботовском Доме культуры. Платье из мешковины, крючковатый нос, соломенный парик и перемазанное золой лицо — в кикиморском гриме женщина победила в конкурсе областного Фонда поддержки гражданских инициатив и теперь получит средства на развитие своего дела. У Екатерины Светловой большие планы: помимо кикиморы Мары туристов в поселок и район в скором времени будут привлекать Резиденцией русских сказок, зоопарком и кемпинговой зоной с карповыми прудами.

Победительница рассказывает, что кикимора в Череповецком районе очутилась не случайно. Во время фольклорной экспедиции в одной из деревень района Екатерина Светлова услышала необычную колыбельную от старушки: «Баю-баю-баю-бай. Не ходи Варкатонай, нашу детку не пугай». Персонаж с тем же именем встречался и в других произведениях народной поэзии. Исследователи выяснили, что Варкатонаем звали существо, более известное под именем Бабайки. По преданиям, матерью Варкатоная была болотная кикимора Мара, а отцом — домовой. Поселок Ботово фактически стоит на яргомжских болотах, которые были здесь испокон веков. А значит, и кикиморы здесь вполне уместны. Кикиморы из Кировской области, которая первой «застолбила» этих сказочных персонажей в туристическо-брендовых целях, Екатерину Светлову не смущают и не пугают ни конкуренцией, ни возможными претензиями. А вот к реакции церкви в Ботове прислушались. Подобно Бабе-яге, «поселившейся» в ярославском Кукобое, где местные священники долго и упорно противостояли рекламе нечистой силы, ботовская кикимора также не вызвала одобрения у церковных властей района. Когда Екатерина Светлова делала лишь первые шаги по сцене в кикиморских лаптях, протоиерей Воскресенского собора Роман Лыпко в интервью одной из областных газет сказал:

— Отношение церкви к язычеству однозначно. Да, национальный фольклор основывается в том числе и на язычестве, в сказках добро всегда побеждает зло. Но никакие цели не могут оправдать объявление населенного пункта родиной языческого персонажа, а по сути, нечистой силы. Тон обращения верующего человека к нечистой силе однозначен: изыди прочь!

В Ботове протоиерея услышали и придумали другой проект — под названием «Резиденция русской сказки». Возле местного стадиона на деньги, заработанные в костюме кикиморы на детских утренниках и городских праздниках, Екатерина Светлова с помощью умельцев выстроила сказочную избушку.

— Использовали бросовый материал, горбыль, но это даже пошло на пользу: домик получился нестандартный и впрямь сказочный, — рассказывает Екатерина Геннадьевна. — Внутри и снаружи его окружают персонажи русских сказок. Во дворе стоят русская печка Емели и яблоня с молодильными яблочками. А еще живая корова. Во время приезда туристских групп возле нее будет сидеть Крошечка-хаврошечка и плакаться на свою судьбу. В загончике ходят два гуся, один серый, другой белый. Искала я их долго, земляки помогли подобрать.

Живность эта — личная собственность Екатерины Светловой, которая за ней ухаживает. В ближайших планах — раздобыть гусей и лебедей, а также диких персонажей: зайца, лису, волка и медведя. «Надеюсь, получится хоть и маленький, но свой зоопарк, которого в нашем районе до сих пор не было», — говорит она.

О том, на что способен удачно подобранный и правильно развиваемый бренд, можно судить по нескольким проектам Вологодской области. Пока похвастаться успехами может не каждый район (туристские бренды развиваются в 22 районах и двух городах), но выхлоп от такой политики в области налицо. Вотчину Деда Мороза знают во всем мире, но это особая статья. Поселок городского типа Липин Бор с его «Царством Золотой Рыбки» доказал, что можно и без особенных денежных вливаний привлечь к себе туристов.

— Проект работает четыре года и потребовал лишь строительства резиденции Золотой Рыбки, — говорит глава управления культуры и туризма Вашкинского района Андрей Барабанов. — До этого туризм в области был лишь диким и не учитывался. После того как «царство» заработало и приобрело популярность в области и за ее пределами, в Липин Бор потянулись первые «учтенные» туристы. Сейчас для знакомства с Золотой Рыбкой ежегодно к нам приезжают более 3 тысяч туристов. Заработанные средства тратятся на доплаты для персонала резиденции и Дома культуры, немного удается вкладывать и в развитие. Но заслуга Золотой Рыбки не только в этом — благодаря популярности проекта о нас узнали десятки тысяч людей. Сейчас ежегодно к нам приезжают на рыбалку и охоту более 15 тысяч человек в год. Гостиница часто переполнена. Некоторые так и говорят: раньше ездили рыбачить в другие места, а теперь приехали к вам, чтобы поймать Золотую Рыбку.

Сергей Виноградов