35media.ru

Юбилею Ференца Листа посвящается

В 2011 году весь мир отмечает 200-летие со дня рождения Ференца Листа — выдающегося венгерского пианиста, композитора, дирижера, музыкального педагога и общественного деятеля. Этому событию Городской симфонический оркестр под управлением Валентины Голубевой посвятил первый концерт нового филармонического сезона. Программа называлась «Концерт концертов».

Уникальность ее — в насыщенности технически сложными произведениями Листа, который при жизни почитался как непревзойденный пианист-виртуоз, некий «небожитель», его манера игры казалась невозможной для простых смертных музыкантов. Но вот прошло два века, и теперь все студенты-пианисты музыкальных училищ и вузов нашей страны и многих других стран мира проходят тернистыми путями постижения его виртуозной техники. Конечно, далеко не всем удается сравниться с великим Маэстро, но есть среди современных пианистов те, кто мог бы поспорить в технической оснащенности с самим Листом.

Один из них — молодой преподаватель Московской консерватории, лауреат международных конкурсов Андрей Шибко. Он уже неоднократно выступал в нашем городе и с сольными программами, и с симфоническим оркестром. На этот раз Андрей вместе с Городским симфоническим оркестром подготовил уникальную по сложности программу: оба фортепианных концерта Листа (причем Второй он специально выучил за месяц до выступления), на бис — пьеса «Утешение» и 12-я венгерская рапсодия Листа! Чтобы люди, далекие от музыки, оценили дерзновенность такого замысла, сравню его со сверхмарафонскими дистанциями, на которые отважится не каждый бегун. Манера игры Андрея с каждым годом становится все более изысканной, утонченной и совершенной. Кажется невероятным, что этот пианист — скорее шопеновского, лирического плана — может играть произведения монументальные, к каким и отно��ятся листовские концерты. В исполнении этой музыки, наполненной разными образами, пианист подчеркнул лирические, фантастические, причудливые эпизоды. А монументальная героика и сопряженные с ней технические сложности оказались поданными так изящно и легко, что публика была просто потрясена. Представьте себе, если бы человек научился взлетать на самые неприступные горные вершины без всяких усилий!

Еще одну грань дарования Ф.Листа — увлечение философскими вопросами жизни и смерти — продемонстрировала симфоническая поэма «Прелюды». Она впервые звучала в нашем городе. Это было большим испытанием для череповецкого оркестра, сравнительно небольшого по составу. Но музыканты достойно выдержали его, хотя и пришлось заменять отсутствующую в нашем городе арфу тембрами синтезатора, а валторны изображать с помощью других медных духовых инструментов... Первый концерт симфонического абонемента прошел с большим успехом.

Ольга Владимирова