35media.ru

В каком городе мы хотим жить?

Стратегия развития «Череповец — город лидеров», принятая на 2003 — 2011 годы, завершает свою работу. А что дальше? Как Череповец будет себя позиционировать? И чем наш город отличается от остальных? На эти и многие другие вопросы должна ответить новая концепция развития. 30 сентября в мэрии состоялся первый серьезный разговор, темой которого стал бренд города.

Объективно об имидже города

На разговор о том, что же такое город Череповец, в большом зале мэрии собралось более ста череповчан: чиновники городской администрации, депутаты, члены общественного совета города, представители общественных организаций и предприятий, студенты и деятели культуры. Встречу начал мэр Олег Кувшинников:

— Я приглашаю всех к серьезному разговору о лице, будущем и настоящем нашего города. Стратегия «Череповец — город лидеров» изжила себя, и по ней очень многие уже прошлись иронично. Мы все вместе должны продумать новую стратегию развития, которая легла бы в основу бренда города.

После этого зал ознакомили с результатами независимого комплексного исследования, которое проводило медийное агентство Ex libris (Москва). Работа агентства проходила в Череповце два года, при этом специалисты изучили не только печатные и электронные СМИ, но и публикации и высказывания блогосферы в Интернете. Проводились и многочисленные социологические опросы череповчан, гостей города и жителей соседних регионов. В итоге сложилась целостная картина об имидже Череповца как внутри города, так и за его пределами.

Каким видит наш город страна? В региональных и федеральных СМИ образ города неотделим от ОАО «Северсталь», часто встречаются упоминания о химической промышленности, при этом публикаций о других отраслях экономики очень мало. Чаще всего про наш город иногородние СМИ пишут в контексте транспортных проблем, социальных инноваций (программы по развитию городского хозяйства, повышению качества жизни), отмечается сильная управленческая команда. Большая часть негативных отзывов связана с сокращениями на промпредприятиях (годы кризиса) и состоянием экологии. Нередки публикации и мысли об «утечке мозгов» из города.

Первая ассоциация при слове «Череповец» у интернет-аудитории — хоккейный клуб «Северсталь», далее идут экспортные товары (металлургия и химическая промышленность). Здесь тоже восприятие Череповца неотделимо от ЧерМК ОАО «Северсталь». При этом в Интернете слово «череповчанин» упоминается в контексте, создающем облик унылого обывателя, не лишенного вредных привычек. В то же время пользователи Интернета отмечают памятники архитектуры, Октябрьский мост, Ледовый дворец, а также то, что в городе много красивых девушек. Минусы: отсутствие гостиниц, сложность ориентирования в городе.

А как Череповец выглядит в глазах его жителей? Большинство череповчан считают, что город на 70 — 90 % отвечает их представлению о комфортном городе. При опросах звучали такие положительные характеристики: «современный», «можно реализовать себя как профессионала и личность», «безопасность», «небольшой размер». Из недостатков: экология, необустроенность зон отдыха в городе и пригороде, нехватка зеленых насаждений.

Также исследователи говорят, что Череповец по сравнению с другими российскими городами обладает арсеналом уникальных речевых фраз: «город металлургов», «здоровый город», «город на Шексне», «столица металлургии», «спортивный город».

О бренде города

На основе исследования имиджа Череповца мэрия подготовила ряд основных направлений по работе над созданием бренда. При этом имидж, цели, задачи и планы города должны лечь в основу того, как будет позиционировать себя город в среднесрочной перспективе, то есть, по сути, стать фундаментом стратегии развития, а значит, и бренда.

На что же делают ставку городские власти? Приоритетные направления в развитии имиджа города определяет предлагаемый имиджевый пакет, включающий такие понятия, как образование, здоровье и спорт. Целевая аудитория — череповчане и жители близлежащих регионов. И здесь во главе угла — люди, а значит, создание комфортных условий и привлечение широкой общественности к решению городских проблем. И эта часть основана не на пустом месте. У Череповца есть целевые программы, хорошо зарекомендовавшие себя: «Здоровый город», «Чистый город», «Светлый город», «Безопасный город» и т. д. В городе успешно работает единая система образования: от детского сада до классического университета (ЧГУ). И здесь тоже немало сделано и делается городом. Цель — общественное признание территории города как комфортной среды.

На втором месте стоит задача сделать так, чтобы имидж города работал на привлечение инвестора. Возможны самые разные варианты: выставки, ярмарки, возрождение знака «Череповецкое качество». Пока это одно из самых мало проработанных направлений, поскольку недавно созданное Инвестиционное агентство мэрии только приступило к разработке этого направления.

Третье направление — историко-культурное наследие. При этом городские власти признали, что на развитие туризма делать ставку нецелесообразно. У города слишком много конкурентов внутри Вологодской области, но стать плацдармом для туристов, с которого можно начать путешествие по области, Череповцу по силам. Однако не стоит забывать о том, что благодаря культуре и истории Череповец может стать узнаваемым и привлекательным.

Что уже работает на наш имидж?

Городские власти уже приступили к реализации некоторых задумок в формировании имиджа города. Так, 2012 год в городе станет годом художника В.В.Верещагина — исполнится 170 лет со дня его рождения. В ближайших планах — организация рок-фестиваля памяти поэта и музыканта Александра Башлачева. Отсюда и баннеры, посвященные этим двум уроженцам Череповца, появившиеся на улицах города в начале сентября. Кстати, баннеры на домах на ул. Сталеваров — это шаг в создании имиджа комфортного города.

Но все это пока делается без понимания единой цели. Чтобы прийти к ее пониманию, разговор о бренде Череповца и выносится на обсуждение широкой общественности, и в первую очередь важно услышать мнение рядовых горожан. Следующая встреча, на которой пойдет речь об этой теме, состоится через месяц. Но уже сейчас известные и авторитетные жители города высказали свое мнение о планах городских властей. Об этом подробнее читайте в следующем номере.

Полина Удовиченко