35media.ru

По следам «Апостола» и «Раскола»

В Кирилло-Белозерском монастыре будут водить экскурсии по местам съемок знаменитых фильмов.

Двадцатисерийный фильм «Раскол», показ которого стартовал в понедельник на телеканале «Культура», еще до премьеры называли кандидатом в произведения классики российского кинематографа. Дотошно и не по-сериальному скрупулезно «Раскол» рассказывает о перипетиях истории русской церкви XVI века и о дружбе-вражде виднейших людей того времени царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Впервые в своей богатой кинематографической истории Кирилло-Белозерский монастырь, в стенах которого съемки проводились весной прошлого года, сыграл сам себя. Доселе киношники оставляли его безымянным.

В Кириллов съемочную группу привели два обстоятельства. Согласно истории, именно здесь провел в ссылке последние пять лет жизни патриарх Никон, и многие сооружения (храмы, крепостные стены) до сих пор сохранились практически в том же состоянии, в каком их видел Никон. Другой причиной стала опять-таки превосходная сохранность Кирилло-Белозерского архитектурного комплекса. Благодаря этому монастырь играет в сериале «Раскол» не только самого себя, но и Троице-Сергиеву лавру и древний Смоленск.

Сотрудники кирилловского музея и жители города, принимавшие участие в съемках, посмотрели фильм еще в июле. двадцатисерийный киномарафон продолжался в конференц-зале музея в течение трех дней и завершился встречей с режиссером Николаем Досталем.

— На этой встрече режиссер говорил, что картину покажут в декабре по телевизору и нас немало удивило, что «Раскол» попал на телеэкраны на три месяца раньше, — поведал «Речи» заместитель директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника Илья Смирнов. — Но мы успели уведомить всех сотрудников музея, чтобы не забыли включить телевизоры в нужное время.

Просмотр фильма необходим сотрудникам не только для повышения общего образовательного уровня и кругозора, но и в профессиональном отношении. В музее отлично знают, что всякий раз после выхода на широкие экраны очередного фильма, в котором мелькают стены и храмы Кирилло-Белозерского монастыря, экскурсоводы слышат массу вопросов от посетителей относительно деталей работы над картиной, а также просьбы показать места съемок. Успех сериала «Апостол» с Евгением Мироновым и Николаем Фоменко в главных ролях (фильм был показан на нескольких федеральных каналах и часто повторяется) окончательно убедил руководство музея в необходимости разработки экскурсионного маршрута с черновым названием «По местам съемок...». О «Расколе» посетители спрашивали загодя.

— Получить право на съемки в Кирилло-Белозерском монастыре не так-то просто, — говорит Илья Алексеевич. — Такое право мы даем после долгого обсуждения внутри коллектива и тщательного изучения материала, который планируют снимать в наших стенах. Читаем сценарий, слушаем режиссера, присматриваемся к его кандидатуре, даже знакомимся с его прошлыми работами. Поймите, псевдоисторическую клюкву, которая стремится к правдоподобию за счет нашего древнего монастыря, мы сюда не пустим. Ведь плохой фильм косвенно скажется и на честном имени монастыря.

Сериал коллективу кирилловского монастыря в общем и целом понравился. Режиссеру Досталю была высказана всего одна претензия: почему занято так мало узнаваемых актеров? Тот ответил, что узнаваемость артиста влечет за собой штамп в восприятии зрителя, чего ему хотелось бы избежать. Отсюда множество свежих, незатасканных лиц.

Лицо Валерия Гришко, сыгравшего патриарха Никона, кирилловчанам понравилось. По мнению музейщиков, Гришко и внешне похож на портреты патриарха, и исполнил роль очень убедительно. Никона в Кириллове считают едва ли не земляком. В здешних местах ссыльный патриарх провел 15 лет — десять в Ферапонтовском монастыре и пять в Кирилло-Белозерском. Царь Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон были союзниками долгие годы, первый даже оставлял управление страной на второго во время длительных отлучек. Но под конец жизни обоих отношения осложнились, и Никон угодил в ссылку.

— Известно, что Никона поместили в ветхих кельях, на что он жалуется в своих записках, — рассказывает Илья Смирнов. — Даже упоминает старые печи, которые не столько греют, сколько дымят. После отъезда Никона из Кириллова его кельи были разобраны, и на их месте был построен двухэтажный монашеский корпус, который с тех пор стали называть Никоновским. Сейчас в этом корпусе расположились музейные фонды. Рядом с ним располагается церковь Евфимия. Она существовала во времена пребывания здесь Никона, и, вероятно, он туда ходил молиться. По документам известно, что передвижения бывшего патриарха по территории монастыря были ограничены углом, в котором он жил. В большую церковь его не пускали, поскольку он любил в разговорах с братией критиковать власть имущих.

Помимо стен и храмов, сохранились и другие свидетели пребывания бывшего патриарха в Кириллове. В экспозиции музея демонстрируется кресло, которое принадлежало Никону, а возможно, было им изготовлено.

Справка.

Две небольшие роли в сериале сыграл известный череповецкий журналист и путешественник Сергей Рычков. В пятой серии его можно увидеть в роли дьякона с кадилом в руках, а в одной из последних серий он предстает в образе стрельца. В Кирилло-Белозерский монастырь и Ферапонтово действие перемещается в двух последних сериях «Раскола».

Сергей Виноградов