35media.ru

Третье пришествие Андрияки

В Череповец привезли изображения тихой Москвы, которую не увидишь из пробки

У провинциалов столица обычно ассоциируется с шумом, гвалтом, сумахотой, а еще с болью в ногах и плечах от хождения пешком и дорожной сумки. Прославленный художник и педагог Сергей Андрияка с помощью коллег по собственной школе и учеников привез в Череповец 78 уголков Москвы (таково количество работ, 21 из них написана Сергеем Андриякой) — Москвы спокойной и неспешной, состоящей из старинных парков и улочек, церквушек и купеческих особняков. На картинах и рисунках выставки «Старая Москва» скамеек под раскидистыми липами вдвое больше, чем людей. А автомобилей так и вовсе нет. Ни одного.

Выставка, открывшаяся вчера в Белом зале Художественного музея, — уже третья, проводимая Школой акварели Сергея Андрияки при поддержке компании «Северсталь». В 2004 году в Художественном музее открылась персональная выставка Андрияки, который приехал в Череповец и дал мастер-класс, за четверть часа набросав пейзаж, способный украсить любую выставку. По окончании занятия «черновик» в руках автора двинулся по направлению к мусорному ведру, но по просьбе музейщиков был им подарен. В 2007 году в Череповце с огромным успехом прошла выставка «Мастер и ученик. Школа акварели Сергея Андрияки». Сам художник тогда приехать не смог.

Рисовать может каждый

Нынешнему визиту в поддержку «Старой Москвы», который уже значился в записной книжке Сергея Андрияки, помешали оргвопросы, связанные со скорым открытием Академии акварели и изящных искусств — нового детища художника. Донести мысли и слова Сергея Андрияки относительно выставки и изобразительного искусства вообще до череповчан приехали представители его школы. В течение без малого двух месяцев, пока выставка будет находиться в Белом зале (до 19 октября), в музе�� появятся и другие помощники Сергея Андрияки: преподаватели школы дадут несколько мастер-классов, о которых любителям живописи сообщат дополнительно.

— Основная аксиома, которую проповедует Сергей Андрияка в своей школе и которая подкреплена его авторской методикой, — научить рисовать можно каждого. И у каждого будет получаться. У одних быстрее, у других медленнее, в зависимости от того, сколько человек затрачивает на занятия труда и времени, — рассказывает заведующая рекламно-информационным отделом «Школы акварели Сергея Андрияки» Ольга Юрик. — Вспомните, в дворянском воспитании рисование, иностранные языки были такими же общеобразовательными предметами, как математика и изящная словесность. У ученика сегодняшней школы ведь никто не спросит, есть ли у него талант к изучению истории. Так и с рисованием. Научить ему можно каждого. То есть научиться правилам рисования может каждый. Другой вопрос — талант, с него другой спрос, и у него другие задачи.

Совершенство изобретенной Андриякой методики Ольга Григорьевна ощутила на себе. Не будучи художником, она после нескольких занятий создала первый рисунок — яйцо, лежащее на тарелке. Причем не плоское, а выпуклое. Иными словами, как настоящее.

— У нас учатся дети начиная с 11 лет, но Сергей Андрияка разработал новую методику обучения 6-леток, и она апробируется в некоторых художественных школах Москвы, — говорит Ольга Юрик. — В московском Манеже, где проходила большая выставка нашей школы, рисунки детишек-дошкольников тоже были выставлены. Специалисты и обычные посетители поражались этим рисункам и выражали сомнения в том, что это дело рук малышей. Почти каждый ученик, а их у нас более шестисот, идет учиться акварели с собственной целью. Одни — исключительно для себя, другие ищут новое дело жизни и после окончания обучения меняют профессию. Третьи окончили вуз и стали профессиональными художниками, но идут к нам научиться рисунку, которым славится школа.

Москва историческая

Проект «Старая Москва» родился из увлечения Сергея Андрияки тихими уголками столицы, которое он привил преподавателям, а те — ученикам. Довольно часто и те и другие покидают классы и с этюдниками под мышкой отправляются на поиски Москвы несегодняшней.

— Выставка создавалась тернистым путем, но мы рады, что трудности были преодолены и выставка увидела свет, — говорит куратор выставки «Старая Москва», старший научный сотрудник «Школы акварели Сергея Андрияки» Сергей Шипилов. — Ее фундаментом стали работы Сергея Андрияки из архива школы, к которым мы добавили наиболее интересные и разнообразные рисунки наших педагогов и учеников. Москва постоянно меняется, и уголки, которые мы считали вечными, могут завтра исчезнуть. В связи с этим я уверен, что выставка не только принесет посетителям эстетическое наслаждение, но и даст информацию. Знать всю Москву невозможно, даже для коренного жителя столицы в родном городе всегда останутся тайны, которые так приятно открывать. Лично я, занимаясь подготовкой «Старой Москвы», сделал массу открытий, впервые увидев места, в которые тут же захотелось съездить.

Действительно, если собрать все 78 рисунков в единый буклет, у гостей столицы он шел бы нарасхват. Под каждым из изображений, на которых застыли изящные купеческие домики, дальние уголки парков (сужу по отсутствию на рисунках фигур посетителей) и старенькие церквушки, подробно подписано, что нарисовано и где находится «оригинал». Кажется, не хватает только указания станции метро, чтобы отправиться на натуру. Изображений людей почти не попадается. Впрочем, на некоторых работах не сразу заметишь слившегося с деревом старичка, замершего в спокойной созерцательности. Акварельные картины оживляет сама природа: зима, ночь, рассвет становятся подлинными героями рисунков, высвечивая пейзажи по-новому.

Работы Сергея Андрияки, хотя и выполнены в той же технике, бросаются в глаза мастерством исполнения. Его парки на закате и завьюженные храмы выглядят как живые. Современная Москва слегка приоткрывает свое лицо лишь на двух картинах художника, посвященных ночной жизни столицы. Но и тут подлинные хозяева города — автомобили — изображены лишь кружками света, вытянувшимися в гирлянду.

Cергей Виноградов