«Сегодня бейсбол знают, а городки — нет»

На недавно прошедшем чемпионате мира по городошному спорту череповецкие спортсмены завоевали одну золотую, одну серебряную и четыре бронзовые медали. Между тем сейчас в Череповце этот вид спорта, мягко говоря, не на слуху, а многие даже не подозревают о его существовании.

В чемпионате, проходившем в Санкт-Петербурге, участвовали более 80 спортсменов из России, Белоруссии, Украины, Германии, Эстонии, Финляндии, Швеции, Молдовы, Кыргызстана, Израиля, Монголии и других стран. В соревнованиях по финским городкам сборная России заняла третье место, в ее состав входили череповецкие спортсмены Андрей Назаров, Владимир Тихомиров и Василий Четвериков. В личном зачете опять же по финским городкам Владимир Тихомиров завоевал серебряную медаль, а также получил бронзовую в паре с санкт-петербургской спортсменкой в соревнованиях смешанных пар. Андрей Назаров, не только непосредственно участвовавший в соревнованиях, но и тренировавший женскую сборную России, получил золотую медаль как лучший тренер — его подопечные стали чемпионками мира.

Что интересно, в личном зачете по финским городкам череповецкий спортсмен обыграл всех финнов. А вот эстонец оказался сильнее.

— Вообще, финские городки полностью соответствуют русским городкам, в которые у нас играли в XIX веке, — рассказывает Андрей Назаров, чемпион России по городошному спорту.

— То есть финское — это хорошо забытое русское?

— Можно и так сказать, — усмехается спортсмен.

До 2004 года череповецкие городошники тренировались на стадионе «Металлург», потом эту базу закрыли. И сейчас на весь город есть только одна площадка для игры в городки — на территории школы № 21, да и то там могут играть не более шести человек одновременно. Площадка построена энт��зиастами. Однако поздней осенью, зимой и большую часть весны она для игры не годится. Нужна закрытая площадка.

— В городском спорткомитете обещали, что в 2012 году мы попадем в программу «Здоровый город», — не унывает Андрей Борисович, — тогда уже и площадку построят, и дадут тренерскую ставку тем, кто занимается с ребятами.

Всего сейчас в Череповце городошным спортом занимаются человек двадцать в возрасте от 15 до 83 лет. Возрастных ограничений в этой игре нет, и можно многого достичь, даже если начать не в самом юном возрасте.

— Мой отец начал заниматься городошным спортом в 41 год, — вспоминает Андрей Борисович. — Через два года стал мастером спорта, а в 60 лет установил личный рекорд.

Именно от отца, Бориса Григорьевича, Андрей Назаров унаследовал любовь к городкам. Назаров-старший был не только игроком, но и тренером. Среди ребят, которых он тренировал, был и Владимир Тихомиров. Вот что он говорит:

— Городки — это интереснейший вид спорта, незаслуженно забытый, когда пошла мода на все западное. Сейчас дети знают, что такое бейсбол, но не знают, что такое городки.

Пока городошный спорт в Череповце держится практически на чистом энтузиазме. На соревнования спортсмены ездят по большей части за свой счет. Хотя из федерального и областного бюджетов поступает финансирование, оно мизерное. И при этом череповецкие спортсмены добиваются значительных результатов.

— Мы-то в любом случае будем заниматься городошным спортом, — не сомневается Андрей Назаров. — Но что станет потом, если не будет площадок и тренерских ставок? Ведь любой вид спорта постепенно отмирает, если ему не обучать детей, не тренировать их.

Справка.

Суть игры городки

Из пяти городков (то есть небольших цилиндрических столбиков) строятся разнообразные фигуры (всего в игре 15 фигур, каждая имеет свое название). И эти фигуры надо выбивать битами с определенного расстояния, но не выходя за пределы квадрата, так называемого города (обычно размер этой площадки 2?2 метра). Игрок должен выбить определенное количество фигур. Главная задача — выбить 15 фигур, сделав как можно меньше бросков.

Этот вид спорта подразделяется на несколько дисциплин, в том числе:

классические городки,

еврогородки — игра легкими пластиковыми битами и городками с квадратным сечением,

финские городки (кюкка) — игра деревянными битами на грунтовом покрытии.

Елена БЖАНИЯ