Трассу Вологда — Новая Ладога расширят

Участок федеральной автодороги от Вологды до Череповца планируют расширить до четырех полос. Проектные работы по реконструкции первого отрезка — от развязки у Череповца до отворотки на Белозерск — уже начались. Об этом, а также о проблеме безопасности трассы на этой неделе в Вологде рассказал начальник дорожного управления «Холмогоры» Константин Чупров.

Планов громадье

По словам руководителя, договоренности о развитии трассы достигнуты на уровне губернатора Вологодской области и руководства страны. Вологодская трасса названа в списке перспективных направлений, которые могут получить финансирование через недавно созданную в сфере дорожного строительства госкомпанию. Кроме того, большие надежды дорожники возлагают на реанимированные федеральный и региональный дорожные фонды.

Не секрет, что трасса А114 Вологда — Новая Ладога сегодня считается «дорогой смерти», и не без оснований. Статистика показывает, что наибольшее число ДТП на самой опасной в области дороге приходится на особо загруженный участок — от Вологды до Череповца. Именно этот отрезок и планируют расширять.

— В перспективе этот отрезок должен быть первой технической категории, то есть с четырьмя полосами движения, — объясняет Константин Чупров. — Уверен, что трассу можно сделать безопасной. К сожалению, сегодня многие люди ездят со скоростью 150 — 170 км/ч, и для них это нормально. Мы должны совместно с ГАИ работать по установке камер видеонаблюдения. В прошлом году мы пытались это сделать, но затраты на прокладку волоконно-оптических линий оказались очень большими. Проблема в том, что изображение с камер должно передаваться постоянно, должна быть постоянная связь.

Кажется, дождь начинается?

Сейчас упрдор «Холмогоры» завершает развертывание другой высокотехнологичной сети — метеостанций. Любой внимательный водитель уже заметил на обочинах трассы устройства с флюгерами, видеокамерами и другими приборами. Такие приспособления не призваны фиксировать нарушителей скоростного режима, а предназначены для отслеживания состояния дороги. В диспетчерский центр в Вологде они раз в 30 минут передают картинку с камер, а также показания целого ряда приборов, в том числе врезанных в дорогу температурных датчиков.

Таким образом, центр может видеть скорость и направление ветра, температуру на поверхности асфальта и в глубине покрытия, влажность и многое другое. Внедренная система сама строит прогноз и предупреждает, например, о вероятности образования гололеда. Зная это, управление может дать команду обслуживающим конкретный участок дороги подрядчикам, чтобы те полили трассу нужными составами или убрали снег. Впрочем, подрядчики также имеют доступ к системе и могут самостоятельно отслеживать обстановку.

Все дорожные машины, работающие вдоль трассы, сейчас оснащены GPS-оборудованием, и диспетчер может в реальном времени видеть их местонахождение и перенаправлять на проблемные участки. К слову, метеопосты в основном установлены именно в проблемных местах: на крутых поворотах, в низинах или на возвышениях.

Больше груза — хуже дороги

Как уверяют дорожники, в последнее время они стали применять передовые технологии, в том числе технологию новачип, которая позволяет при меньших затратах эффективно убирать колейность и повышать срок службы полотна (подробно мы рассказывали об этой технологии в номере от 8 августа). Сегодня гарантийный срок на верхний слой покрытия составляет 4 года, на нижний слой — 5 лет. В целом дорога после капремонта должна стоять до 15 лет.

— Но все зависит от нагрузок, — делает оговорку главный инженер упрдор «Холмогоры» Павел Ручьев. — У нас в прошлом году в течение нескольких недель по дороге прошло несколько большегрузов, единичная нагрузка составила от 100 до 130 тонн. При такой нагрузке будет разрушаться любое полотно.

Контролю за большегрузными машинами сейчас уделяется повышенное внимание на всех федеральных трассах. Планируется строительство еще большего количества постов весового контроля. Сейчас на вологодской дороге такой пост работает на 15-м километре, при выезде из Вологды. Взвешивание фур происходит в автоматическом режиме, при превышении норм оператор видит предупреждение, а для водителя грузовика автоматически включается электронный дорожный знак — принять к обочине. Правда, требованиям знака следуют не все дальнобойщики, и порой приходится догонять их и останавливать при помощи сотрудников ГИБДД.

Во время текущих ремонтов дорожники не отказываются от нашумевшей в 2006 году технологии ремонта гранитной крошкой. Напомним, тогда из-за вылета этой крошки оказались побиты сотни машин. Говорят, суды идут до сих пор.

— Подрядные организации стали выполнять эти работы на более высоком уровне; изменилось и отношение водителей к соблюдению скоростного режима во время ремонта, — перечислил причины Константин Чупров. — Менталитет водителей сильно изменился, и сейчас люди спокойно едут, относятся с пониманием. Ясно, что при скорости даже 80 км/ч будут камни лететь. Сейчас вынос камней — единичные случаи, а по этой технологии в текущем году мы делаем почти 100 километров.

О животных и венках

При крупных реконструкциях дорожники обещают наконец-то защитить водителей от лосей путем установки вдоль обочин защитных сеток.

— Это будет делаться только в рамках крупных строек, так как отдельно этим заниматься для нас пока затратно, — отметил начальник дорожного управления. — Эти заборы должны быть трехметровой высоты, через определенное расстояние нужны переходы для животных и так далее.

Касаясь вопроса об огромном количестве венков вдоль обочин, Константин Чупров признал право родственников погибших в ДТП на установку таких памятных знаков и заявил, что дорожники ни в коем случае не будут их убирать. Единственное исключение — работы по реконструкции трассы, когда венки мешают рабочим. Но и в таком случае дорожники предварительно пытаются найти родственников погибших и предлагают им перенести памятный символ на другое место на том же отрезке.

— Такие прецеденты у нас уже были, — отметил Константин Чупров.

Справка.

Губернатор вновь недоволен придорожным сервисом

Глава региона Вячеслав Позгалев опять раскритиковал состояние придорожного сервиса. На этот раз в Вологодском районе. Остановившись на 19-м километре трассы регионального значения Вологда — Медвежьегорск, губернатор остался недоволен организацией площадки для отдыха. В первую очередь Вячеслав Позгалев обратил внимание на недостато��ное количество мусорных контейнеров. Глава региона предложил профильным службам разработать типовой проект организации подобных территорий, предусмотрев мусорные контейнеры, беседки для отдыха и магазины, а также закупить необходимую технику, которую можно давать в аренду частным предпринимателям. «Что мешает сделать простые вещи: подсчитать, сколько нам нужно таких площадок, найти предприятие, которое выпускает эти контейнеры, определить места свалок и запустить этот конвейер? — задал вопрос Вячеслав Евгеньевич. — Это лицо района. Десятки тысяч людей не заезжают на фермы, где роботы доят коров, в ФОКи или бассейны, они едут здесь и видят весь этот мусор. Но куда его деть? Некуда. Народ в этом прав! Давайте мы начнем развивать дорожный сервис с Вологодского района, а затем продолжим на дорогах по всей территории области».

Справка.

Минтранс знает, как улучшить дороги

Минтранс России предлагает комплекс мер по улучшению качества российских дорог, включающий решение технологических и организационных вопросов. «Проблема, с которой надо что-то делать, — это „переход через ноль“ (градусов по Цельсию). У нас в стране в среднем 200 дней в году, когда температура переходит через ноль», — отметил министр транспорта Игорь Левитин. По его словам, такие перепады серьезно влияют на дорожное полотно. «Перед МАДИ (Московский автомобильно-дорожный институт) поставлена задача найти такое технологическое решение, при котором перепад между плюсовыми и минусовыми температурами не сказывался бы на асфальтовом покрытии», — сказал Левитин. При этом глава Минтранса подчеркнул, что «в мире этот вопрос еще никто не решал», поскольку даже в северных странах, таких как Финляндия и Канада, столь частого «перехода через ноль», как в России, нет. Министр также отметил, что строительство и дальнейшее содержание трассы должно находиться в одних руках — тогда прокладывать плохие дороги станет невыгодно. «Если мы не совместим эти два цикла, никакого интереса делать качественную дорогу у строителя не будет, его задача — построить и уйти на следующий объект», — объяснил министр. По его словам, дорожный фонд был создан в России для решения в числе прочего и этой проблемы. «Фонд будет гарантировать, например, 10-летний контракт со строителем, чтобы не контрактоваться с ним каждый год», — подчеркнул Левитин.

Справка.

Как работает система метеонаблюдения на дорогах

Система метеонаблюдения состоит из центров управления производством, расположенных в дорожном управлении в Вологде и у подрядчиков, и сети метеокомплексов вдоль дорог. Метеостанции имеют стационарное или автономное питание (от солнечных батарей), информация передается по каналам GPRS. Типовой метеопункт имеет в своем составе: основной и вспомогательный системные блоки, блок видеонаблюдения за состоянием элементов дороги, датчики температуры и влажности воздуха, датчик направления ветра, скорости ветра, состояния дорожного покрытия, датчик осадков, давления, GSM-антенны и радиомодули.

На автодороге М8 «Холмогоры» от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска метеопосты установлены на следующих километрах: 272, 273, 337, 365, 396, 417, 452, 496, 530, 557, 608, 660, 720, 858, 939, 960, 1005, 1062, 1098, 1151, 1192, 1226.

На автодороге А114 Вологда — Новая Ладога метеопосты стоят на отрезке от Вологды до Череповца (планируется продолжить сеть до Ленинградской области) на следующих километрах: 14, 26, 38, 46, 53, 85, 120.

Всего на двух федеральных трассах работают 29 постов системы, в том числе 21 комплексный пост, фиксирующий метеообстановку датчиками и посредством видео, 3 поста только видеоконтроля состояния элементов дороги и 5 только метеорологических постов, без видеокамер.

Андрей Ненастьев