Время пивной анархии

Воспользуется ли череповецкий бизнес лазейкой в законе?

«По усам текло, а в рот не попало»... Писали-писали грамотные люди федеральный закон, ограничивающий продажу пива и алкоголя... А получилось, что пиво сейчас можно продавать везде: в детских садах и школах, в библиотеках и музеях, в транспорте и т. д. Просто прежний закон о пиве утратил силу, а новый приравняет пиво к алкоголю только 1 июля 2012 года, и лишь с этого дня начнут действовать ограничения по продаже пенного напитка. Значит ли это, что на время в стране и в городе металлургов начнется пивной беспредел?

«Наши предприниматели — богобоязненные»

Нестыковку в законе, если верить источникам, обнаружили юристы Южного Урала. Сами авторы нового закона объясняют сей правовой казус спешкой, опечаткой, недосмотром... А расхлебывать все придется нам на практике. Теперь получается: если главврач больницы дал разрешение какому-то предпринимателю, то в оздоровительном учреждении образуется пивной ларек... И никто не сможет наказать владельца торговой точки — законодательных оснований для этого нет. Теоретически все выглядит именно так. Чего же ждать в действительности?

— У руководителей медицинских и образовательных учреждений своя голова на плечах — они должны думать, что делают! Да и в уставах этих учреждений запрещены употребление, продажа и принесение с собой пива и алкогольных напитков, — говорит директор школы № 37, депутат городской думы Дмитрий КУЗЬМИН.

— Вот в Москве этой лазейкой в законе запросто бы воспользовались. А наши провинциальные предприниматели — народ богобоязненный, — продолжает депутат.

В совестливости наших предпринимателей уверены и городские власти, и само бизнес-сообщество.

— У нас в городе на 99 % — нормальные бизнесмены. Здравомыслящих ��юдей больше, чем наглецов, — уверен депутат гордумы Павел ДМИТРИЕВ.

— У нас предприниматели — люди ответственные, — вторит и. о. начальника управления городской экономики и торговли Татьяна ТИТОВА.

Сами бизнесмены все же не скрывают, что есть в их братии недобросовестные господа. Те, например, кто во время массовых праздников не выполняет просьбу городской администрации не торговать пивом в местах гуляний. Или торгуют вблизи школ...

— Но открывать новые торговые места на полгода-год нет никакого смысла. Да и не является пиво основным продуктом палаточного бизнеса, — рассуждает с точки зрения бизнесмена вице-президент общественной организации «Союз предпринимателей и промышленников» Андрей ШИПИЦЫН.

— Вот есть у меня кафе в ЧГУ — и я там решу пиво продавать. Мне что руководство университета скажет? «Что это ты, парень, наших студентов спаиваешь?» И просто не продлит мне аренду — вот и все, — приводит наглядный пример Андрей Валентинович.

А ведь, помнится, было время, когда в Череповецком государственном университете одна из палаток торговала пивом. Наверное, многие студенты хотели бы вернуть то время...

Рычаги воздействия

Одни считают, что надо бы все обнаруженные казусы замалчивать...

— Тема скользкая, и я бы не советовал ее поднимать: чем меньше людей об этом знает, тем больше будет порядка. Пока об этой лазейке в законе знают немногие предприниматели. Да и ни один наш бизнесмен не имеет таких дорогих юристов, которые ищут дырку в законе и пользуются ею, — высказывает свое мнение председатель НП «Союз защиты и развития малого и среднего бизнеса» Игорь ЗОРИН.

— Мы надеемся на добросовестность наших предпринимателей, — заключает Игорь Валентинович. И это основной тезис, коим руководствуются сейчас общественные организации и властные структуры.

А если все-таки будут прецеденты? Торговли пивом в образовательных учреждениях, например?..

— Мы будем проводить разъяснительную работу и действовать убеждением — но только им, — говорит Зорин.

Падение репутации в обществе, в бизнес-среде — вот один из факторов, действительно способных повлиять на ситуацию с продажей пива.

— «Оборзевшим» просто не дадут дороги в бизнесе, — дают понять предприниматели. Одним словом, заклюют.

Городские власти со своей стороны тоже в долгу не останутся.

— В первую очередь будем действовать увещеванием. А дальше уже издавать на местном уровне постановления, выходить с законодательными инициативами, — говорит Павел Дмитриев.

Хотя большинство уверено, что к установлению запретов на местном уровне прибегать не придется.

Все надеются, что государство не задержится надолго с исправлением своих ошибок — внесет должные изменения в законодательство. Главное, чтобы новых опечаток не вышло.

Хотя... Есть запреты или нет их... Как заключает один из местных депутатов: свинья грязь найдет. Все равно наши граждане продолжают пить пиво в автобусах. И до нужного ларька дойдут, где бы он ни стоял. И подростку алкоголь продадут, какая бы ответственность за это ни следовала. Удовольствие и деньги многим дороже...

Справка.

С 22 июля 2011 года утратил силу федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Точнее, следующие его пункты:

«Не допускается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе:

1) в детских, образовательных и медицинских организациях;

2) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;

3) в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях».

Новые запреты на продажу пива и пивных напитков вступят в силу лишь 1 июля 2012 года.

ЮЛИЯ БОЧКАРЕВА