35media.ru

Иск к ГИБДД

Возможно, первый в Вологодской области прецедент намерен создать череповецкий таксист Алексей Укин. В ходе многочисленных судебных заседаний он сумел доказать, что инспекторы ГИБДД незаконно лишили его прав. Однако, пока длились суды, срок лишения подошел к концу. Теперь водитель намерен нанести ответный удар: вчинить иск о компенсации морального вреда. Ведь вместе с водительским удостоверением он потерял и работу.

История, о которой идет речь, произошла еще летом прошлого года в Кадуйском районе. Алексей ехал на дачу. Проехал поворот на Заозерье, приметил справа припаркованную на обочине фуру (позже выяснится, что за грузовиком стоял знак «Обгон запрещен») и где-то через километр пересек прерывистую линию разметки для обгона. Практически сразу его остановили инспекторы ГИБДД и сообщили, что он выехал на встречную полосу в нарушение правил. Изъяли водительское удостоверение, составили протокол и отпустили — до решения суда.

В мировом суде разбирались не в пример долго. Потребовалось несколько заседаний. Все аргументы о том, что в случае противоречия знаков и разметки ситуация должна трактоваться в пользу водителя (на тот момент еще не был установлен приоритет знаков: это новшество заработало только с 20 ноября), суд не принял во внимание.

— Мы специально съездили на место и засняли все на видео, — рассказывают защитники водителя, юристы Сергей Макаров и Александр Чумаков. — Этот ролик мы выложили на YouTube, его и сейчас можно найти по запросу «Дорога на Кадуй». Там все отлично видно. Но суд не принял во внимание нашу запись, так как мы не смогли обеспечить участие сотрудника ГИБДД при съемке. Как мы должны были это сделать, если инспекторы даже на суд ни разу не пришли, мы не знаем. 2 сентября мы написали в ГИБДД запрос: почему знаки противоречат разметке? Почти сразу же, 6 или 7 сентября, несколько знаков «Обгон запрещен», в том числе и наш, и знаки «Ограничение скорости 70 км/ч» снесли, а нам прислали ответ: нет никаких несоответствий.

К слову, большинство запрещающих знаков появилось на кадуйской трассе в 2008 году. Так местная ГИБДД отреагировала на события 14 октября 2007 года. Тогда у поселка Кривец, расположенного на этой же трассе, при столкновении двух иномарок погибли семь человек. Введение дополнительных ограничений вызвало недоумение водителей («Речь» писала об этом 21 мая 2008 года): ведь дорога находится в хорошем состоянии и позволяет развивать считающиеся безопасными 90 км/ч. Что же касается ДТП, то стрелка спидометра на машине, которой управлял пьяный водитель, замерла на отметке 160 км/ч, — вряд ли знаки здесь что-то бы решили. О том, кто и почему принял решение убрать неоднозначные ограничения, выяснить у нас не получилось. Начальник отдела ГИБДД Кадуйского РОВД Вячеслав Скрябин сейчас в отпуске, дозвониться до исполняющего обязанности руководителя нам не удалось.

Алексей Укин и его защитники позднее в ходе разбирательства уже в городском суде запросили схему организации движения на спорном участке. В ней значилась прерывистая линия разметки, а знаков... попросту не было. Ответ от дорожного предприятия «Вологдаавтодор», которое наносило разметку, подтвердил: линии нанесены по правилам, здесь они прерывистые, а не сплошные. О знаках вновь ни слова.

Мировой судья Татьяна Артемьева осенью вынесла решение — четыре месяца лишения прав. Федеральный городской суд оставил решение в силе, и только областной суд буквально на днях его отменил и постановил вернуть водителю права. Впрочем, удостоверение Алексей Укин и так уже собирался получать: срок лишения практически подошел к концу.

— В мировом суде, как обычно, использовали известную формулировку «нет оснований не доверять сотруднику ГИБДД», — переживает водитель. — Такое отношение мне очень не понравилось. Я за рулем с 1996 года, и за год, хоть и таксист, собираю один-два штрафа. В основном за незначительное превышение скорости. Мои коллеги собирают иногда до сотни штрафов. Почти 14 месяцев я прослужил в Чечне, тоже водителем. Военная автоинспекция контролировала нас похлеще любых гаишников, и у меня не было ни одного нарушения. Это, наверное, о чем-то говорит? А в наших судах я почувствовал себя так, будто я никто. Кто-то вершит мои дела, а мое мнение ничего не значит. Но я работал в такси, и решение суда о лишении — это для меня лишение работы, а у меня ребенок. А сколько было нервов потрачено! Прошло шесть или семь заседаний в разных судах. Я думаю, скорее всего, инспекторы прекрасно знали об этом противоречии знаков и разметки и специально стояли в этом месте, массово писали протоколы.

Свое водительское удостоверение Алексей Укин на руки еще не получил, но как только сделает это, намерен вновь обратиться в суд — уже как истец в гражданском деле. Таксист хочет попробовать взыскать моральный ущерб и привлечь к ответственности как инспекторов ГИБДД, так и тех, кто допустил несоответствие знаков и разметки.

Юрист Сергей Макаров утверждает, что этот случай — очередное подтверждение обвинительного характера правосудия. «Судьи боятся оправдательных решений, — утверждает он. — Они сами говорят, что за каждое такое решение в мировом суде назначается служебная проверка. Именно по тому судье, который вынес оправдательное решение. Отсюда и формулировки „нет оснований не доверять...“ и прочие подобные».

В Череповце департамент ЖКХ объявил торги по нанесению горизонтальной дорожной разметки на улицах города. В этом сезоне такая разметка обойдется бюджету в 10,3 млн руб. Подрядчика планируют выбрать 18 марта. Напомним, в прошлом году сроки нанесения разметки были сорваны из-за того, что участники аукциона переругались друг с другом и завалили жалобами управление ФАС. Кто примет участие в торгах в этом году, пока неизвестно: сейчас идет прием заявок.

Андрей НЕНАСТЬЕВ