Прокуратура предъявила претензии дорожникам

Надзорные органы сочли, что качество содержания региональных трасс создает прямую опасность для водителей и пешеходов

Грубые нарушения федерального законодательства о безопасности дорожного движения обнаружила областная прокуратура при проверке документации, регламентирующей содержание автодорог регионального и межмуниципального значения. По мнению органов надзора, распространенное содержание дорог под так называемым снежным накатом недопустимо. Кроме того, нарушаются ГОСТы, регулирующие качество очистки обочин и колейность трасс. В департаменте дорожного хозяйства уверяют: претензии не лишены оснований, но на выполнение всех требований прокуратуры просто нет денег.

Прокуратура Вологодской области проверяла пять госконтрактов на содержание дорог, которые в этом году заключил областной департамент дорожного хозяйства с обслуживающими организациями. К контрактам прилагаются в том числе «Требования к содержанию автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Вологодской области для зимних условий 2010/2011 годов». Именно в этих требованиях и определяются нормы по содержанию трасс: периодичность уборки, пределы колейности и высоты снежных валов и многие другие специализированные параметры.

Претензии у надзорного органа вызвали следующие моменты. Во-первых, названные «Требования...» позволяют содержать дороги под так называемым снежным накатом — укатанным слоем снега. В Череповецком районе под накатом содержится, например, автодорога Череповец — Белозерск. Трасса областного значения Череповец — Сергиев Посад содержится без наката, федеральная автодорога Вологда — Новая Ладога также согласно нормам не должна иметь наката, кроме того, ее содержание финансируется федеральным бюджетом. В целом по Вологодской области практика содержания под накатом широко распространена, и в первую очередь она используется на трассах с не слишком оживленным движением.

Во-вторых, прокуратура посчитала незаконным допуск возможности наличия дефектов и колейности проезжей части с глубиной колеи до 2,5 см, очистки обочины лишь на половину ее ширины и наличия на ней снежного вала высотой до 60 см.

«Мы сопоставили документацию госконтрактов с существующими федеральными государственными стандартами и обнаружили противоречия, — рассказывает начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Вологодской области Максим Соколов. — В соответствии с ГОСТом накат является скользкостью, при этом ГОСТы не допускают наличия скользкости на дороге. Наличие снежных валов на обочине высотой до 60 см также противоречит закону. Кроме того, очевидно, что такие валы лишают водителя — особенно если речь идет о низкой машине — какого-либо бокового обзора. Что касается обочин, то опять же очевидно, что они предназначены для стоянки там машин в случае поломки, аварии. Расчистка обочин только наполовину приводит к ситуации, когда половина машины стоит на обочине, а половина — на проезжей части, создавая помехи. Кроме того, „Требования...“ подразумевают существование скользкости на обочинах, что тоже недопустимо».

В прокуратуре особо обращают внимание, что, согласно статистике ГИБДД, сопутствующим условием каждого пятого ДТП в Вологодской области становится ненадлежащее состояние дорог. По результатам надзорной проверки прокуратура внесла в региональный департамент дорожного хозяйства представление об устранении нарушений закона. Чиновники должны выполнить его требования в течение месяца. Однако с этим могут возникнуть серьезные проблемы.

— Что касается ГОСТа 50597-93 (в числе прочего им руководствовалась прокуратура — авт.), то его действие распространяется только на дороги с асфальтобетонным покрытием, — объясняет зам. начальника департамента дорожного хозяйства Николай Гузилов. — У нас из 11,2 тыс. км дорог только 5 тыс. км в асфальто- или цементобетоне. То есть больше 6 тыс. км не подпадает под этот ГОСТ. А они распространяют действие ГОСТа на все дороги. Мы это понимаем, но что такое содержание дороги под снежным накатом? Все опасные участки — спуски, подъемы, повороты, остановки — посыпаются фрикционным материалом, то есть шлаком, песком; используются профильные ножи. Коэффициент сцепления все равно там больше, чем на снежном накате. Также выставляются знаки «Скользкая дорога». Мы считаем, что водители должны соблюдать правила, хотя мы этим не прикрываемся. Кроме того, дорога, которая содержится под снежным накатом, сохраняется лучше. Содержание дороги без наката с применением хлоридов — это влияние и на экологию, и на состояние покрытия. Мы проанализировали ситуацию в соседних регионах. Карелия все сто процентов дорог содержит под накатом. Ленинградская область из 9 тыс. км содержит под накатом 8 тыс. км. Киров, Кострома, Тверь — все содержат под накатом. Да, конечно, мы выполняем работы исходя из того финансирования, которое дается. Крайне сложно и технически, и финансово содержать без наката автодорогу, где интенсивность движения до 1 тыс. автомобилей в сутки. Это просто невероятно, туда ведь нужно огромные деньги вложить. Но уверен, мы не добьемся этим уменьшения смертности. Почти вся смертность — выезды на встречную полосу. Решение принимает водитель.

По словам дорожников, теперь они намерены апеллировать к другим законодательным документам, где сказано, что при невозможности нормативного финансирования органы управления дорожным хозяйством вправе изменить виды и цикличность работ. Сейчас на годовое содержание дорог в Вологодской области выделено 700 млн рублей, по нормативам же для выполнения всех требований нужно около 2,5 млрд рублей.

Как дорожники, так и прокуроры признают, что проблема не решится за короткое время, но обе стороны надеются, что им удастся найти общее мнение, ведь само существование серьезных проблем с дорожным хозяйством и безопасностью трасс сомнений не вызывает ни у кого.

В Костроме прокуратура засудила дорожников.

В прошлом году в Костромской области прокуратура через суд добилась от администрации Судиславского муниципального района ремонта семи километров разбитой дороги. В ходе комплексного обследования условий движения на автомобильной дороге Калинки — Буртасово прокуроры нашли выбоины, просадки на проезжей части, кроме того, перила на мосту через реку были оторваны. В интересах граждан прокурор подал иск в суд с требованиями признать бездействие должностных лиц администрации района и обязать их устранить выявленные нарушения закона. Суд признал требования правомерными и заставил местные власти произвести отсыпку и грейдирование проезжей части и выполнить ремонт моста.

Андрей Ненастьев