35media.ru

Искусство потребовало жертв

Дорожная авария придала премьере «Русского Севера» эмоций и достоверности.

Первый спектакль «Фрески Русского Севера», поставленный новым областным коллективом, который 1 января отметит год существования, был показан в Вологде. Сюжет — история Вологодчины и ее основных брендов. Премьера едва не оказалась под вопросом, поскольку за сутки до нее автобус «Русского Севера» попал в серьезную аварию на полпути из Череповца в Вологду. Только чудом обошлось без жертв и серьезных травм, но часть декораций пришлось мастерить фактически из подручных материалов. Тем не менее зрители, очарованные натуральной игрой актеров, огрехов с декорациями не заметили. Премьера прошла на ура, собрав сотни восторженных отзывов.

«В аварию попали работники наших технических служб, но происшествие очень сплотило весь коллектив, — рассказывает художественный руководитель „Русского Севера“ Евгений Максимов. — После премьеры почти все плакали. Эмоции от пережитого наложились на сюжет спектакля, и он был сыгран на особом нерве. В сценах, где по сюжету шла молитва, артисты молились совершенно с другими глазами, нежели на репетициях и прогонах. Молились даже те, кто не участвовал в сцене. В театр, где должна была состояться премьера, ребята приехали, дрожа всем телом. Актеры замазывали им раны, успокаивали. К вечеру пострадавшие стали хромать: стресс, при котором боли не чувствуешь, начал отпускать. Звукорежиссер ударился головой и за пару часов до премьеры признался мне, что не помнит, что и когда включать в паре номеров».

Пока замазывались раны, руководство ансамбля думало о воскрешении основных декораций. В одночасье восстановить большой храм, а точнее его изображение на ткани, разорванное в клочья, не получилось, и решено было обходиться без него. Разбитую тумбу, которая участвовала в сцене ярмарки, заменили похожей декорацией из реквизита другого творческого коллектива. Бочонки, в которых артисты, переодетые торговцам, продавали на сцене масло и вино, удалось арендовать у пивного ресторана, а разбитую в щепки шарманку соорудили из ящика, выкрасив его серебрянкой и укутав шалями. «Это далеко не первая авария и дорожный форс-мажор, который случился с нашим коллективом, — вспоминает Евгений Максимов. — Наверное, это естественно для людей, которые половину жизни проводят в разъездах. Однажды ночью под Ярославлем в 30-градусный мороз сломался наш автобус. Чтобы не умереть от холода, мы цепочкой перегородили дорогу и чуть не силой остановили другой автобус».

Премьера вызвала зрительский восторг (в зале вологодского драмтеатра царил аншлаг) и благоприятные отзывы представителей заказчика — правительства Вологодской области. Вопросы вызвали разве что языческие сцены, но Евгению Максимову удалось отстоять их, объяснив, что «язычество хорошо воплощается на сцене, в нем заложена драматургия»: «Это же заметили и многие зрители, которые подходили и звонили после спектакля, рассказывая о потрясении от этих сцен».

Среди других тем, обсуждаемых культурной общественностью Вологды, уникальные декорации, каких в нашей области еще не видели. Изображения вологодских святынь, перенесенные на прозрачную ткань особым способом, секретом которого владеют лишь в мастерских Мариинского театра, создавали эффект модной ныне трехмерной графики, когда одна картинка, не теряя четкости, накладывается на другую.

Восхищение кружевными костюмами, в которые обряжаются артистки в номере «Кружева», усилится в разы, когда зрители увидят другую их партию. Костюмы, над которыми несколько месяцев работали лучшие мастера России, будут готовы в конце декабря. В Череповце премьеру «Фресок Русского Севера» увидят в конце января будущего года.

Сергей Виноградов