Студенческое общежитие
В пятницу, 3 декабря, в общежитии № 3 Вологодского педагогического университета, что на ул. Горвал, 26, было шумно. Вернувшиеся с занятий студенты готовили обед на общей кухне, прибирались в комнатах. В этой общаге проживает порядка 850 студентов — девушек и юношей со всей Вологодчины, есть и те, кто приехал учиться в Вологду из Республики Коми, Архангельской области. В комнатах — по 2 или 4 человека. В этот вечер ребята собирались на конкурс «Студент года», проходивший в 17.30 в актовом зале третьего здания ВГПУ. И только за дверью комнаты № 68, где жил Сергей, было тихо. Молодые люди, его соседи по комнате, после пережитого за последние дни разъехались по домам. Друзья Сергея до сих пор пребывают в шоковом состоянии и почти ни с кем не общаются. И все же с помощью молодых людей нам удалось восстановить цепь событий. Что же случилось в общежитии в последних числах ноября?
История болезни
Утром в пятницу, 26 ноября, студенты, проживающие в общежитии, поспешно собирались на занятия. Вместе с другими на пары ушел и пятикурсник естественно-географического факультета Сергей. Во время лекций он почувствовал себя плохо и отпросился с занятий. А около пяти часов вечера соседи по комнате вызвали «скорую»: у Сергея внезапно поднялась высокая температура.
Врачи поставили диагноз «ОРВИ», порекомендовали принимать жаропонижающие препараты и уехали. Но в два часа ночи состояние Сергея ухудшилось. Студенты снова вызвали «скорую», которая увезла молодого человека в городскую больницу № 1 города Вологды.
Утром 27 ноября, осмотрев пациента, доктора срочно перевели его в инфекционную больницу, где поставили диагноз «менингококковая инфекция». Спасти молодого человека не удалось — около десяти вечера Сергея не стало...
Во вторник, 30 ноября, молодого человека похоронили в родном городе Череповце. Ему было всего 24 года.
Он был хорошим другом
— Это огромная трагедия для всего коллектива, — рассказал журналисту «ГЧ» проректор ВГПУ по внеучебной работе Борис Кишиев. — Я видел Сергея в четверг, он пил чай с девочками из студсовета. Для меня было шоком узнать, что в субботу его не стало. Мы стараемся поддерживать студентов, которые знали Сергея, оказываем посильную помощь семье погибшего.
В деканате говорят, что Сергей был примерным студентом. Он поступил в педагогический университет на специальность «биология» после Вологодской молочно-хозяйственной академии. Молодой человек хорошо учился, занятия не прогуливал, активно писал дипломную работу. Сергея вспоминают многие: кто-то знал его по учебе, кто-то по общежитию. Многие и после окончания университета продолжали дружить с ним.
— Отличный парень, хороший друг, — говорит выпускник ВГПУ Михаил Загайнов. — Планов сколько было!
— Такой спокойный, хороший молодой человек, — рассказывает Мария Панова, также выпускница ВГПУ. — Я заведовала библиотекой общежития, он часто заходил за книгами. Такой вежливый... был, — добавляет Мария. — Так странно, что его уже нет.
Стечение обстоятельств
По словам однокурсников, Сергей простудился и всю неделю чувствовал себя неважно, но в поликлинику не пошел. Вологодская поликлиника водников, к которой прикреплены жители общежития университета, мало чем отличается от череповецкой поликлиники: огромные очереди, запись к терапевтам. Во время активной учебы кажется более логичным лечиться дома и посещать занятия, чем проводить время в поликлинике. Да и отношение студентов к своему здоровью обычно сводится к тому, чтобы отпроситься с лекции, выпить аспирин и отлежаться на общаговской койке. Мол, кто же насморка боится. Возможно, именно простуда стала фоном, на котором так стремительно развилась серьезная болезнь.
И все же остается непонятным поведение медиков. Почему «скорая» не забрала пациента с температурой под сорок еще в свой первый приезд? Почему осмотр, после которого Сергея перевели в инфекционную больницу, провели лишь утром?
По факту смерти студента ВГПУ Вологодской прокуратурой возбуждено уголовное дело, ведутся проверки в медучреждениях: на станции «Скорой помощи», в МУЗ «Горбольница № 1» и в инфекционной больнице.
Виновные, конечно, будут найдены. Но тут дело не только в некомпетентности или недобросовестности конкретных врачей. Случай со студентом продемонстрировал масштабные проблемы медицинских учреждений Вологды.
Сразу после этого ЧП вологодские медики выступили с заявлением о том, что не справляются с потоком пациентов, поскольку с наступлением холодов в медучреждения стали привозить все больше нетрезвых граждан. Проблема превращения горбольницы в медвытрезвитель назрела в Вологде уже давно, но ее решения пока нет.
Кстати, Череповец тоже должен был 1 декабря закрыть медвытрезвитель, а заботу о нетрезвых пациентах переложить на горбольницы. Но было принято решение не делать этого до принятия нового закона «О полиции», где, возможно, пропишут и судьбу учреждений, подобных вытрезвителям.
Жизнь продолжается
В понедельник, 29 ноября, здравпункт ВГПУ получил предписание Роспотребнадзора, согласно которому были проведены все противоэпидемические мероприятия. Работники здравпункта обследовали всех контактных лиц: однокурсников Сергея и преподавателей естественно-географического факультета. Во вторник с температурой были госпитализированы двое студентов — девушка Сергея и его сосед по комнате. Но у них диагноз «менингит» не подтвердился.
— В обработке помещений нет необходимости, — сообщили нам в здравпункте ВГПУ. — Менингококковая инфекция неустойчива к воздействию внешней среды. Была просто проведена влажная уборка и проветривание помещений.
Итак, опасности эпидемии нет, ситуация находится под контролем врачей.