35media.ru

Череповецкая публика сделала шаг назад

Последний концерт фестиваля «Кружева» собрал полный зал, что не спасло Череповец от критики организаторов

На четырех череповецких концертах фестиваля, который второй раз состоялся в двух столицах Вологодской области, побывали более двух тысяч любителей классической музыки. Однако, по словам художественного руководителя «Кружев» Андрея Устинова, череповецкая публика, к сожалению, пока делает шаги в обратную сторону — количество зрителей в сравнении с первым фестивалем уменьшилось: «Я не понимаю, в чем здесь дело. Уровень фестиваля не российский даже, а европейский. И это привозится сюда практически даром. Неужели людям это неинтересно? Да другие города годами ждут тех музыкантов, которых в Череповце встречали полупустые залы».

Фестиваль «Кружева» родился два года назад на волне самовыдвижения Вологды в культурные столицы региона. Когда стало ясно, что качественная академическая музыка в области провисает, появился замысел учредить на Вологодчине музыкальный фестиваль (в перспективе — ежегодный), который бы сразу стал одним из главных событий классической сцены в стране, попутно продвигая главные бренды области: кружева, церковные колокола, творчество композитора Валерия Гаврилина и так далее. Замысел удался: в России о «Кружевах» знают, в Вологде на концерты с участием лучших московских коллективов трудно достать билеты, а Череповец пока фестиваль не принял. «Наш фестиваль — это дом, в котором нужно жить, — говорит Андрей Устинов. — И тогда откроются смыслы, внутренние связи, высветятся тайны. Чтобы понять это, нужно посетить по возможности все концерты фестиваля, иначе „Кружева“ не свяжутся в восприятии как надо. А если ходить выборочно, на открытие и закрытие, то замысел будет не понят». Заключительный концерт вторых «Кружев» открылся первым русским реквиемом (кантата «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева). Впрочем, как поведал нам Андрей Устинов, хоронить фестиваль никто не собирается, как и исключать Череповец из географии «Кружев». «Надеюсь, третий фестиваль будет, — сказал он. — Здесь очень важно участие не только областных властей, но и череповецких тоже. Надеюсь, подключатся и крупные предприятия города. Очень рад, что в городе открылся Камерный театр с очень неплохой для академической музыки акустикой. А вот Дворец металлургов, хотя сам по себе и прекрасный зал, но этим качеством не обладает. Требуются некоторые мероприятия по улучшению акустики».

Взглянуть на мэтра советской и российской музыки Юрия Симонова, чей коллектив (симфонический оркестр московской филармонии) закрывал фестиваль, пришли около восьмисот череповчан. Бывший дирижер оркестра Большого театра и многих европейских оркестров продемонстрировал зрителям, что большой палец — самый подходящий для дирижера инструмент. По окончании каждого произведения Симонов в виде поощрения музыкантов выставлял большой палец вверх. Этого же жеста удостоился и череповецкий камерный хор «Воскресение», исполнивший с москвичами упомянутую кантату «Иоанн Дамаскин». Публика же, в отличие от музыкантов, заслужила от маэстро не только поощрение и улыбку. Услышав во время исполнения робкие аплодисменты в неподходящем месте, Юрий Симонов грозно крикнул «тихо!», мгновенно потушив нарастающую овацию. В концерте прозвучали произведения классиков русской музыки Римского-Корсакова, Мусоргского, Глинки, Рубинштейна и Глазунова. Также в Череповце состоялась мировая премьера сочинения современного композитора Кузьмы Бодрова «Вологодские кружева», заказанного оргкомитетом фестиваля. Первые аплодисменты новому творению автор услышал лично.

Сергей Виноградов