Голос Григория Игнатьева знают уже несколько поколений череповчан. Его дикторские сообщения со стадиона вроде «В команде „Шексна“ замена...» слышит «в прямом эфире» почти половина города, а сетка областного ТВ без его программ непредставима. Указ о награждении медалью, которую вручают лучшим спортивным журналистам страны, подписал министр спорта и туризма Виталий Мутко. Тридцать пять лет Григорий Игнатьев подсчитывал чужие медали, теперь гордо носит свою. Григорий Сергеевич рассказал «Речи» о том, как пришел в профессию и что она ему подарила помимо вышеупомянутой награды.
— Как вы пришли в спорт?
— Это произошло лет в 10 — 12 в моем родном Ярославле. Я пришел в секцию легкой атлетики и скоро нашел свое спортивное амплуа: бегал длинные дистанции, в основном марафон. В результате добегался до того, что решил связать со спортом жизнь и окончил факультет физвоспитания Ярославского пединститута. В Череповец приехал как тренер, по приглашению. Здесь помимо работы тренером пришлось судить соревнования по легкой атлетике. Вдобавок меня привлекали к соревнованиям и как диктора. Наверное, благодаря моему другому образованию: в юности я учился на актерско-режиссерском отделении ярославского культпросветучилища, где мне поставили голос и дали общие актерские навыки. Постепенно меня начали приглашать диктором и в другие виды спорта. Где я только не появлялся тогда — волейбол, баскетбол, хоккей...
— А как вы попали на телевидение?
— Это не я попал, а оно само ко мне пришло. В 1977 году, когда мне было 30 лет, на стадион пришла Надежда Федоренко с областного телевидения. Как я позже узнал, она была редактором новостей. Пригласила меня и еще двух моих коллег попробовать свои силы в качестве ведущих спортивных новостей. Кастинг был довольно жестким, но я его выдержал. Долгие годы я совмещал тренерскую деятельность с телевизионной, но последние 12 лет я исключительно спортивный корреспондент.
— Если подсчитать количество видов спорта, которые вы освещаете в своих программах, наберется не менее полусотни. А какой из них любимый?
— Легкая атлетика, и это не удивительно: я отдал ей столько лет жизни. А еще — лыжные гонки. Я очень люблю циклические индивидуальные виды спорта, когда спортсмен отвечает сам за себя. Согласитесь, в командных видах даже плохо готовый атлет может и гол забить — так удача сложится, и чемпионом стать, не показав выдающегося личного результата. А у бегунов, лыжников, боксеров, теннисистов и многих других такое практически невозможно. Если не готов, тебе никто не поможет и не выручит. Поэтому их победы часто выглядят более заслуженными, что ли. Конечно, я не хочу никого обидеть или умалить чьи-то заслуги.
— Профессия спортивного корреспондента подарила вам множество встреч со звездами спорта. Назовите самую запоминающуюся.
— Хорошо, что не попросили перечислить всех знаменитостей, у которых я брал интервью. Длинный бы получился список. Кто запомнился? Например, Владислав Третьяк, лучший вратарь в истории мирового хоккея. Понравилось, что он, имея такой титул, нисколько не загордился и остался очень простым, отзывчивым человеком. Однажды мне даже удалось его переспорить. Несколько лет назад он приезжал в Череповец и заявил, что здесь впервые. А я достал из кармана фотографию, где мы с ним сняты в начале
— А с кем-то из известных коллег удалось встретиться?
— Встреч было много, но особенно запомнилась встреча с телекомментатором Владимиром Гомельским, который известен как большой знаток баскетбола. В 2003 году я ездил на конференцию спортивных журналистов в Архангельск, и он подробно разбирал региональные программы о спорте. Я был польщен, что мою передачу «Стадион» он признал одной из лучших на Северо-Западе и вообще сказал много лестных слов. Нам удалось вдумчиво и без суеты пообщаться, он даже предложил мне поучаствовать в кастинге на телевизионное освещение ближайшей Олимпиады. Я отказался. Сказал ему: «Володя, я уже старый, хватит с меня стрессов».
— А в детстве и юности кумиры были среди комментаторов?
— Я бредил Николаем Озеровым. Сегодняшней молодежи трудно понять роль комментаторов, которая была у них во времена моего детства. Сегодня, если тебя раздражает закадровый голос, ты вообще можешь его выключить и вполне нормально смотреть тот же футбол без подсказок. Есть картинка, титры и так далее. А Озерову и его коллегам приходилось рисовать эту картинку своим голосом и своими эмоциями. Озеров мастерски умел передавать атмосферу матча. И потом, я ощущаю нашу близость из-за сходства биографий: мы оба с ним журналисты-самоучки с актерским образованием и спортивным опытом.
— В журналистской среде спортсмены считаются одной из самых сложных категорий для интервью — мол, часто корреспонденту приходится и вопрос задавать, и самому же на него отвечать. Согласны?
— Категорически не согласен. Когда-то, возможно, такое и было, но сейчас пословица «Сила есть — ума не надо» не работает. Современный спорт высоких достижений предъявляет такие требования, что без «масла» в голове высоких достижений не добьешься. И потом, большинство спортсменов, понимая недолговечность своей формы, занимаются самостоятельно, поступают в вузы и так далее. Сегодняшний спортсмен, как правило, интеллектуал и интеллигент. Хороший пример — наш Иван Скобрев. Человек окончил вуз и поступает в аспирантуру. И поговорить с ним можно на любые темы.
— Медаль вам выдали с официальной формулировкой «за пропаганду физкультуры и спорта». А внутри собственной семьи вели пропаганду?
— Конечно. Моя младшая дочь работает тренером по художественной гимнастике в спортшколе. Когда я работал тренером, она начинала в легкой атлетике, но потом ушла в художественную гимнастику. Впрочем, главные ее успехи связаны со спортивной ходьбой.