Хронически больные ученики

По статистике, лишь 3,5 % череповецких школьников могут сказать о себе: «Я абсолютно здоров!» Более чем у половины школяров — хронические заболевания. И за четыре года в три раза увеличилось число школьников с 4-й группой здоровья, то есть с инвалидностью. Здоровье подрастающего поколения: как его сохранить и укрепить в школе? Этот вопрос сегодня будет в центре внимания депутатов городской Думы. О том, что уже делается в школах усилиями педагогов и врачей, рассказывают представители управлений образования и здравоохранения.

Согласно медицинской статистике, самые распространенные хронические заболевания школьников — болезни органов дыхания. Затем идут болезни костно-мышечной системы, нервной системы, органов пищеварения, эндо-кринной системы. Наибольший прирост в прошлом учебном году отмечен по врожденным порокам развития и инфекционным болезням. Наибольшее снижение — по заболеваниям органов дыхания.

Во всех 45 школах работают врачи и медсестры. Каждое образовательное учреждение закреплено за детской поликлиникой. Ежегодно более 18 тысяч школьников проходят централизованные профилактические осмотры. Более 95 % школьников ежегодно прививаются согласно национальному календарю прививок. Только от гриппа в этом году привьют 31 тысячу юных череповчан. За что в школах отвечают врачи? За осмотры текущего состояния детей, за выполнение СанПиН во время учебного процесса и при организации питания, за вакцинопрофилактику. Но медперсонала в школах катастрофически не хватает. В 2009 году укомплектованность школ врачами составляла 29 %, а медсестрами — 79,2 %.

Какие же заболевания проявляются у наших детей непосредственно при обучении в школе?

За год до поступления в школу у детей преобладают дефекты речи. Так, в 2009 году 56,4 % от общего числа шестилеток были поставлены на учет у логопеда. С этими проблемами медики и учителя успешно справляются в начальной школе: к пятому классу лишь 5,5 % детей имеют дефекты речи. Зато за время обучения в школах отмечается рост следующих отклонений в здоровье у детей: снижение остроты зрения — на 25,9 %; нарушение осанки — на 8,8 %; сколиоз — на 12,5 %. К старшим классам у школьников возрастает число хронических заболеваний органов пищеварения — дети предпочитают не ходить в школьные столовые, а сидеть голодными или перекусывать на ходу.

По мнению управления здравоохранения, данные заболевания формируются у детей в условиях неблагоприятных факторов социально-экономической среды и недостатков материально-технической базы (мебель, освещенность помещения и т. д.). И, к сожалению, значительного улучшения в этом отношении не предвидится. Школам самостоятельно с этими проблемами не справиться.

Во всех школах города учебный процесс в целях сохранения здоровья учащихся строго регламентирован всевозможными нормами и предписаниями Роспотребнадзора, Госпожнадзора, СанПиН и т. д. В последние годы широко развивается внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. И к ним относятся организация специальных медицинских групп для занятий физкультурой, горячее питание, большие перемены, тематические классные часы, физкульт-минутки, бесплатное молоко в начальных классах и многое другое. Особое место занимает работа по профилактике вредных привычек (превентивные методики обучения) и пропаганда здорового образа жизни. Здесь многое зависит от учителя, и поэтому педагоги проходят обучение на специальных курсах управления образования по здоровьесберегающим технологиям. Проводятся среди школ города по этой тематике и мастер-классы, и конкурсы в рамках программы «Здоровый город». Опыт школ-пионеров постепенно распространяется. Так, методика зрительной гимнастики на уроках стала постоянным элементом в работе многих учителей.

Чем наш город может гордиться — так это расширением дополнительного спортивного образования непосредственно в школах. Так, в каждой школе есть спортивные секции и кружки, всего их 322. Причем лишь в 52 секциях занятия платные. 138 спортивных кружков проводят свои занятия в вечернее время, с 18.00 до 20.00, и во многих участие родителей только приветствуется. Кто занимается с детьми? В первую очередь, учителя физкультуры, на втором месте — тренеры из учреждений спорткомитета. У 22 школ заключены договоры о безвозмездном сотрудничестве с детскими спортивными школами. Чем занимаются школьники? В основном футболом, волейболом и баскетболом. Но есть и секции по боевым искусствам, оздоровительной гимнастике, лечебной физкультуре, ритмике и хореографии. Выбор у детей есть. Вот только ученики старших классов пока не спешат на занятия спортом. Зато ученики 1 — 7-х классов бьют все рекорды активности.

Кстати, планируется, что с 2011 года в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа» внедрение подобных технологий будет оплачиваться государством и станет обязательным для всех школ России.

Полина Удовиченко