35media.ru

Диагноз против вуза

— Проблема, с которой я пришла, касается всех детей-инвалидов с тяжелой формой инвалидности, которые хотят получить высшее образование, — начала разговор Ольга Динерштейн на приеме у председателя Законодательного собрания области Николая Тихомирова. 12 лет назад Ольга Александровна искала помощи у города на лечение дочки, больной ДЦП, в Москве. Неравнодушные горожане и умелые доктора сделали свое дело: здоровье девочки значительно улучшилось. Сейчас Ася Динерштейн учится в 11 классе и мечтает продолжить обучение в вузе. Вот здесь и возникает проблема...

Вопреки всему

Ася родилась преждевременно — весом всего около 1 кг. Врачи поставили неутешительный диагноз: детский церебральный паралич.

— После родов мне сказали: дай бог, маму будет узнавать! — рассказывает Ольга Динерштейн.

Между тем за школьные годы у Аси накопилось немало дипломов за победы и участие в различных образовательных конкурсах. Однажды в известной математической олимпиаде «Кенгуру» она заняла первое место по области. Также она капитан команды «IQ», которая дважды занимала первое место в городском школьном чемпионате по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?». Пишет стихи и песни, сама сочиняет музыку к ним. У Аси вышло уже три книжки: первые две написаны еще совсем ребенком при помощи психолога, а в третьей напечатаны ее стихотворения.

Как поступить?

Передвигаться самостоятельно девушка не может — только с чьей-нибудь помощью. А помогать некому, кроме матери, работающей преподавателем в ЧГУ. Льгота при поступлении на бюджетное место дневного отделения имеется, как и у всех инвалидов. Но посещать очное отделение такому человеку невероятно сложно физически. Наиболее подходящий вариант — заочная форма обучения.

— Во-первых, Асе необходимо живое общение — с педагогами, студентами. Во-вторых, ходить в институт по две недели в семестр — это гораздо удобнее, чем каждый день, — объясняет Ольга Александровна. — Да и социальное такси бывает не вызвать в нужное время.

Но никакими льготами при выборе заочной формы обучения в ЧГУ Ася воспользоваться не может, так как с 2010 года получить заочное образование по любой специальности в нашем университете можно только за деньги.

— Такова жесткая позиция Министерства образования. Как бы мы ни просили, сколько бы заявок ни писали, но бюджетных мест на заочной форме обучения нам не дадут, — утверждает первый проректор Череповецкого университета Александр Стрижов.

Учитывая будущее трудоустройство, Ася может поступить лишь на ограниченное число специальностей. Ее мама считает, что лучше всего выбрать «Психологию», чтобы впоследствии работать в городском центре реабилитации. Сама же девушка больше склоняется к «Биологии», на которую в этом году не было дано ни одного бюджетного места, даже на очное отделение.

Изменить закон

— Я предлагаю внести поправку в закон об образовании: либо резервировать пару-тройку бюджетных мест на заочном отделении для людей с тяжелой инвалидностью, либо оговорить, что закон о льготах распространяется только на те специальности, где есть бюджетные места, — обратилась Ольга Динерштейн к Николаю Тихомирову.

В ответ председатель облпарламента предложил два пути решения проблемы. Первый, наиболее сложный и длительный, — подготовить законодательную инициативу о выделении бюджетных мест в вузах для абитуриентов с тяжелой инвалидностью. Второй путь — решить этот вопрос на уровне ЧГУ вместе с ректором Дмитрием Афанасьевым.

Кстати, по словам Ольги Динерштейн, уже обращавшейся к ректору, тот предложил вариант выбрать очное бюджетное место с индивидуально-свободным посещением.

— В нашем университете есть студенты-инвалиды, обучающиеся очно, — сообщает Александр Стрижов. — Например, в этом году поступила слепая девушка, которая ходит с собакой-поводырем. Педагоги и студенты очень хорошо ее приняли. Но наша система образования, к сожалению, рассчитана не на индивидуального человека, а на безликие, крепкие здоровьем массы. И занятия необходимо посещать на сто процентов. Конечно, мы можем закрыть глаза на то, что студент будет значительно пропускать занятия по состоянию здоровья. Но в этом случае он завалится на первой же сессии, это наиболее вероятно.

Кто может повлиять на Министерство образования — учитывая, что с каждым годом число бюджетных мест в вузах неминуемо сокращается?

— Скорее, это забота региональных властей, если они заинтересованы в вопросе обучения инвалидов, — говорит первый проректор ЧГУ.

Пока эта заинтересованность выражается в предоставлении возможности дистанционного обучения. Но в том же ЧГУ, например, обеспечение такой формы образования пока финансово невозможно. Да и молодежи с ограниченными возможностями не в радость сидеть в четырех стенах своего дома и разговаривать о науке с компьютером.

Справка.

В будущем учебном году планируется полностью перестроить фасад самого вместительного корпуса ЧГУ, расположенного на Советском пр., 8. Вход в здание будет приспособлен для людей с тяжелой инвалидностью.

Справка.

В Вологодской области действует целевая программа «Безбарьерная среда», запланированная на 2010 — 2012 годы. Основные цели программы: создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество; повышение качества услуг в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов; обеспечение комфортных условий жизнедеятельности инвалидов путем адаптации объектов социальной инфраструктуры, транспорта к их нуждам; организация дистанционного образования детей-инвалидов; совершенствование комплексной реабилитации инвалидов.

В результате реализации программы к 2012 году ожидается, что 90 детей-инвалидов получат доступ к дистанционному обучению.

ЮЛИЯ БОЧКАРЕВА