Как скинуть лишние киловатты

Распорядившись своим домом по-хозяйски, жильцы в 15 раз снизили счета за «общее электричество»

Осень. Сырость. Дискомфорт. Как манны небесной город ждет начала отопительного сезона. И вместе с тем его неумолимое приближение повергает в отчаяние. Потому что отопительный сезон — это снова расходы на «коммуналку». Не отчаиваются те, кто, найдя смелость о себе позаботиться, произвел в своем доме маленькую коммунальную реформу.

Ошибочно думать, что для снижения энергорасходов требуются огромные финансовые вложения. Нет, не всегда. Часто для начала достаточно просто по-хозяйски осмотреться. И если ваша управляющая компания не хозяйственник, а паразит, это сразу откроется. Приведем в пример инициативных жителей одного из череповецких домов. Обвинительное заключение, неофициально составленное ими прошлой зимой в отношении управляющей компании, и после «народного суда» пополнялось уликами. Однако суть не в этом. А в несложных, но необходимых преобразованиях, которые они затеяли.

Улика № 1

— Вот они, «американки», — Елена Петровна, поднимаясь из подвала, с укоризной смотрит на лежащие в ладонях предметы цилиндрической формы.

Елена Петровна Смирнова — управляющая делами (а фактически председатель) новоиспеченного ТСЖ на ул. Тимохина, 12а. В подвале она вместе с аварийщиками колдовала над системой горячего водоснабжения, в которой случилась протечка — первое в истории ТСЖ коммунальное бедствие. Система эта, между прочим, совершенно новая: в прошлом году ее полностью меняли в рамках программы софинансирования капремонтов. «Американки», которые женщина держит в руках, — своеобразные герои дня. Потому, во-первых, что именно их жильцы сочли виновниками аварии. А во-вторых, сей факт в очередной раз укрепил их во мнении: нет, не зря отказались от услуг управляющей компании.

Вообще-то, эти «американки» (такое название за ними закрепилось, видимо, по стране-изготовителю) представляют собой, по сути, муфты, предназначенные для герметичного соединения участков труб. Но в данном случае они оказались не только лишней, но и вредной деталью. И если неискушенным жителям о том неведомо, то Елену Петровну, что называется, на мякине не проведешь. Это сейчас она пенсионер. А трудовой путь прошла в качестве работника ЖЭКа. Да еще и в помощниках у нее сейчас технарь, разбирающийся в нюансах домовой инженерии, — член правления ТСЖ Григорий Судаков.

— Ну зачем они здесь? Для удорожания сметы ремонта? Или материалы завалялись — и решили их «отбить»? — иронизируют они. — «Американку» ставят, когда, допустим, нужно соединить кусок пластиковой трубы с металлической. А у нас в доме теперь все трубы горячего водоснабжения полипропиленовые — и «американка» в этом случае совершенно не нужна, из-за нее-то утечки и происходят.

Улика № 2

— Так куда же вы раньше смотрели? — спрашиваю. — Почему не проконтролировали? Вы — собственники, участвовали в софинансировании капремонта. Значит, имели полное право знакомиться с проектно-сметной документацией, участвовать в приемке выполненных работ...

— В теории-то это так, — соглашаются члены ТСЖ. — Однако на деле... Чтобы до сметы добраться, надо такой бой с домоуправлением выдержать! Не нравится им, когда жители вмешиваются. А история с этим ремонтом вообще нечистая.

Чтобы не быть голословной, Елена Петровна достает с полки толстую папку документов и с некоторой брезгливостью извлекает оттуда лист бумаги — яркое свидетель-ство нечистоплотности УК. Это копия акта приемки ремонтных работ. Из него явствует, что в приемке, помимо представителей УК, принимали участие два собственника. Указаны их фамилии, номера свидетельств о праве собственности, стоят их подписи. В общем, все как положено, не к чему придраться. Если не проводить графологическую экспертизу. Она бы точно нашла один, мягко говоря, дефект: одна из подписей-то липовая! Елена Петровна это точно знает, потому что стоит подпись... напротив ее фамилии.

— Приемочный акт попал к нам в руки по чистой случайности. УК ни в какую не хотела нам его давать. Теперь-то понятно почему! Мало того, что меня на самом деле не было в приемочной комиссии, так я ведь и собственником этой квартиры не являюсь, ею владеет моя дочь. Фамилия-то моя вписана в акте, а номер свидетельства — дочери. Подпись опять же якобы моя, но ведь даже не похожа на мою.

Для сравнения Смирнова демонстрирует несколько документов, где подписи поставлены ее собственной рукой. Совсем другой почерк.

— А вторая собственница, чья фамилия стоит в акте, — кто она? — спрашиваю.

— Бабушка одной из работниц УК.

Да, экое невезение для составителей акта! Впиши они сюда не Смирнову, а кого другого, обман мог и не раскрыться.

— Ну и дела! — бормочу я обескураженно.

— Подсудные дела! — уточняет управляющая делами ТСЖ.

Улика № 3

А что сотрудники УК? Попытались они как-то объяснить свои действия или — сложно представить! — извиниться? Какое там! Это только жители сочли, что уличили УК в нехороших поступках, — УК же продолжила гнуть свою линию. И предоставила жильцам, в стремлении к самостоятельности объединившимся в ТСЖ, право «проявить самостоятельность на деле». То бишь своими силами устранить аварию. Система водоснабжения после капремонта, разумеется, находится на гарантийном обслуживании. Пока не истечет срок гарантии, подрядчик, производивший работы, обязан устранить неполадки за свой счет.

— Но УК отказалась выдать нам договор с подрядчиком и вообще какую-либо документацию на ремонт ГВС, — говорит Елена Петровна.

— Как, кстати, и на кровлю, — добавляет Григорий Судаков.

А с кровлей тоже вышла некрасивая история. Как и сети, прошлой осенью она капитально ремонтировалась по федеральной программе софинансирования. Нет, она не протекла пока. Но только стараниями жильцов.

— На крышу нас не пускали, — проясняет ситуацию Григорий Судаков. — Даже в момент приемки дома от УК, когда мы зарегистрировали ТСЖ, нам не дали ключей: мол, нет их у нас. Пришлось спиливать замки.

Не случайно, видимо, УК упиралась. И дело даже не в мусоре, на уборку которого, по словам Григория Викторовича, у них ушло 3,5 часа. На крыше был «бассейн». Видимо, с апреля, как начал таять снег, туда никто не поднимался, и вода стояла, не имея выхода: водосточная труба замусорилась. А нужно-то было всего лишь пробить ее трубой, которая, кстати, там же и лежала!

Улика № 4

Эти «грешки» УК всплыли, что называется, постфактум. Изначальной же причиной разрыва отношений послужили, как нетрудно догадаться, коммунальные счета. И прежде всего — за электроснабжение мест общего пользования. Мыслимое ли дело, когда на квартиру начисляется 200 кВт.ч «общего электричества», тогда как сама квартира, будучи оснащенной разного вида электрическими приборами, потребила в месяц 150 кВт.ч.

— И куда бы мы ни ходили, чтобы разобраться, почему такое превышение, никто нам ничего объяснить не мог, — сокрушается Елена Смирнова. — Мы могли только предполагать. Взять хотя бы коэффициент трансформации, на который умножаются показания общедомового счетчика. На каждом счетчике свой коэффициент — 20, 30 или, допустим, 60. Каким он был на нашем счетчике, мы не знали, потому что УК нас не допускала к щитовым. Можно ли при таких условиях поручиться, что они применяли действительный коэффициент? А ведь чем он выше, тем больше выходят счета за «общий свет».

А в декабре была выставлена и вовсе абсурдная сумма — 99 000 кВт.ч. При том, что по квартирным счетчикам вышло 7300 кВт.ч. Получается, что на хознужды было потреблено в 13,5 раза больше электричества, чем на нужды всех квартир вместе взятых! Опечатка? Бухгалтерская ошибка? Сделают перерасчет?

— Нет, о перерасчете и речи не было, — говорят члены ТСЖ. — Наоборот, в ответ на наше недоумение звучала угроза: если не будем оплачивать выставленный счет, то нас по судам затаскают.

Счета за воду тоже не внушали доверия. В доме есть частная организация, арендующая помещение. На каких условиях осуществляется аренда и каков механизм оплаты арендатором «коммуналки», жильцы дома не ведали, потому что в информации им отказывали. Единственное основание, по которому они могли судить, — их собственные счета-квитанции.

— А что там написано? Что показания общего водосчетчика за месяц равны, к примеру, 1000 кубов. Понятно, что их между квартирами и делят. А 1000 кубов — это с учетом расхода арендатора или без? Об этом ни строчки.

Народный суд

Как в таком случае не валить вину за перерасход на арендатора? Тем более что город полнится слухами о том, будто некоторые УК, собирая с арендаторов в свой карман, потом раскидывают их реальные объемы потребления на жильцов.

«Если нам не дают информацию — значит, есть что скрывать?» Примерно так рассудили жильцы и постановили: надо разорвать отношения с УК и создать ТСЖ. Начать действовать. Улучшать быт.

— Не сразу получилось. Три раза мы безуспешно проводили собрание. Вроде бы уже и руки опустились. И тем большую благодарность я испытываю к ребятам из Ассоциации товариществ собственников жилья, — признается Елена Смирнова. И просит: — Вы уж упомяните про них, раз писать будете. Они сильно нам помогли. Кто-то из соседей посоветовал мне обратиться к ним. Первая просьба у меня была: помогите разобраться, почему мы так много платим. Ребята из ассоциации, как оказалось, хорошо владеют и юридическими, и финансовыми, и хозяйственными вопросами в этой сфере. Они подняли наши квитки за полгода, проанализировали их, объяснили, где что не так. Потом утвердили план наших дальнейших действий, посоветовали, на что в первую очередь следует обратить внимание, какие работы провести прежде всего. Оказали нам и юридическую поддержку. С их помощью мы переломили сопротивление УК и зарегистрировали ТСЖ.

Исполнение судебного решения

Раз взялся за гуж... Правление ТСЖ впряглось в телегу доверенной ответственности с энтузиазмом. Хозяйственные преобразования начались с малого. Затраты — минимальные, а эффект — ощутимый. На главном фронте борьбы — по плате за электроэнергию — ТСЖ одержало, без преувеличения, триумфальную победу. Только за первый месяц своего существования «товарищи собственники» смогли снизить затраты по графе «электроснабжение мест общего пользования» почти в 15 (!) раз.

— Возьмем последний квиток УК на трехкомнатную квартиру, к примеру. За «общий свет» начислено 220 кВт.ч. Это почти 560 рублей. И сравним с расчетами за следующий месяц, которые производило уже ТСЖ. На ту же квартиру пришлось 15 кВт.ч, или 38 рублей.

Подумать только! Какие же инновационные технологии они внедрили? Да никакие. Просто-напросто спустились в подвал, до той поры запретную территорию. Осмотрели кабели. И в буквальном смысле отрезали лишние — те, что ведут, как выяснили члены правления ТСЖ, от их щитовой к арендатору. (И ведь никто не прибежал с претензиями.)

Пригласили представителя «Электросети», сверили коэффициент трансформации; с его разрешения сняли старый общий электросчетчик, который работал параллельно новому и показания с которого, по подозрению жителей, приплюсовывались к общей платежке.

Установили в квартиры, до этого рассчитывавшиеся по нормативу (и, соответственно, не экономившие), индивидуальные счетчики.

А еще спустились в теплоузел и отключили повышающие насосы (четыре штуки), которые служат для увеличения давления теплоносителя, съедая при этом много электричества.

— И никаких неудобств от отключения насосов жильцы не испытали, — сама удивляется Елена Смирнова. — У нас остался нормальный перепад давления в системе отопления.

Незадолго до регистрации ТСЖ сотрудники УК, видимо прочувствовав революционные настроения жильцов, пошли на некоторые уступки. И купили-таки реле времени на водоподкачивающий насос, который жильцы просили всю зиму. Стоит оно всего-то лишь рублей 700, зато позволяет существенно экономить электричество, ограничивая работу насоса в зависимости от времени суток.

— Но и тут дал о себе знать попустительский подход УК к эксплуатации, — отмечает Григорий Судаков. — Реле-то они поставили, а перевести его на летнее время не удосужились.

— Еще после наших долгих просьб они настроили рециркуляцию воды в системе горячего водоснабжения, — переходит к следующему пункту управляющая делами ТСЖ. «А зачем это нужно — рециркуляция?» — интересуюсь я. И тут же посвящаюсь в коммунальную науку. Схематично функция объясняется так. Горячая вода должна постоянно ходить по системе, чтобы в любой момент времени любая квартира ее могла получить. Встал человек на 10-м этаже в три ночи, открыл кран — горячая вода сразу пошла. Если же рециркуляции нет, вода будет идти остывшая, пока из подвала горячая не пройдет все 10 этажей. Это некомфортно. И неэкономно. Потому что вся эта остывшая вода, которая попусту спускается в канализацию, учитывается как горячая. Не по тарифу холодной — около 10 рублей, а по тарифу горячей — больше 50 рублей.

— Так вот, — продолжает Елена Смирнова, — рециркуляцию-то они сделали, а воздушники на чердаках не поставили.

И опять ликбез. Когда вода ходит по системе, на любом участке может попасть воздух. А это все равно что попадание пузырька воздуха в вену. Дойдет до сердца — и в лучший мир. В случае с трубами — образуется пробка, которая не дает воде двигаться дальше. Чтобы ее ликвидировать экономно, на самой верхней точке системы должен быть краник. Открыл его — и спустил воздух. Если такого «воздушника» нет, пробки можно убирать, спуская время от времени воду. А когда такой объем воды сливается — от подвала до чердака, — это снова перерасход.

ТСЖ, конечно, эту небольшую, но важную деталь поставит.

— Главное из самого необходимого, что нам еще предстоит сделать, — это установить автоматику на теплоузел. Это дорого, — вздыхает Елена Смирнова. — Она у нас есть, но нерабочая. А без нее на тепле экономии не получится. Сейчас система полностью открыта: оттепель на улице или мороз — теплоноситель идет в дом на полную мощность. И, конечно, все это — через теплосчетчик.

Как бы то ни было, есть к чему стремиться. При самостоятельном и умелом управлении домом можно хорошо накопить, как показывает передовой опыт многих ТСЖ.

Татьяна Тихонова