35media.ru

Луч света в тотемском «царстве»

В Тотемский музей вернулась картина, украденная девять лет назад.

Церемония передачи полотна художницы-авангардистки Ольги Розановой «Цветная композиция» состоялась в здании Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Заместитель директора Тотемского музейного объединения Наталья Коренева получила картину из рук руководителя Росохранкультуры Александра Кибовского. История с похищением и возвращением, о которой рассказали федеральные СМИ, вмиг сделала полотно известным на всю страну. Впрочем, в ближайшее время «Цветная композиция», поражающая насыщенным светом и буйством красок, нехарактерным для традиционной русской живописи, останется в фондах музея. Ее планируют показать лишь через несколько месяцев в составе выставки других авангардных произведений.

«В наш музей эта картина поступила в 1927 году из музейного бюро Наркомпроса, которое в те годы формировало музейные коллекции провинциальных музеев предметами современного изобразительного искусства, — рассказала „Речи“ Наталья Коренева. — Если честно, из-за ее специфичности мы ее особенно и не экспонировали». В 2001 году костромской музей попросил у тотемских коллег «Цветную композицию» для выставки русского авангарда «Путь на Запад? Путь к себе?». Планировалось, что эта выставка после Костромы поедет в Ярославль, Вологду и другие города. Но не случилось: две картины с выставки похитили. Одну нашли по горячим следам, на поиск другой потребовалось девять лет. «Мы тогда, в 2001-м, выслали в Кострому всю информацию на эту картину, снимки и так далее. Следствие началось очень лихо. Но довольно скоро было закрыто, поскольку никаких следов не обнаружили. Никаких компенсаций мы не получили», — вспоминает заместитель директора Тотемского музейного объединения. После закрытия следствия изображение картины с информацией о ней было включено в Каталог предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске, издаваемый Росохранкультурой. В августе 2010 года владелец одного из столичных антикварных магазинов опознал картину благодаря публикации в каталоге, после чего передал ее в Федеральную службу. Картина вернулась в Тотьму в минувшую пятницу. По словам Натальи Кореневой, выставлять ее в ближайшие дни музейщики не планируют. После соблюдения юридических процедур сотрудники займутся подбором достойных «коллег» для «Цветной композиции». Скорее всего, ими станут еще несколько авангардных работ, которые поступили в музей в том же 1927 году и до сих пор не экспонировались.

Справка.

Ольга Владимировна Розанова (21 июня 1886 г. — 7 ноября 1918 г.) — русская художница, представительница русского авангарда, работавшая в стиле супрематизма, неопримитивизма и кубофутуризма. Ольга Розанова родилась в Меленках, небольшом городке близ Владимира (Российская империя). В 1896 г. семья Розановых переезжает во Владимир. В 1904 г. Розанова оканчивает женскую гимназию и в том же году переезжает в Москву. Она поступает в школу рисования Константина Юона и одновременно учится на курсах в училище живописи и скульптуры Большакова. В 1910 г. художница переезжает в Петербург и становится одним из наиболее активных членов Союза молодежи. В 1912 г. Розанова познакомилась с поэтами-футуристами Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых, своим будущим мужем. В 1916 г. она присоединяется к обществу «Супремус», возглавляемому Казимиром Малевичем. После революции 1917 г. Розанова занимается реорганизацией искусства и руководит художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса. 7 ноября 1918 г. Ольга Розанова умерла в Москве от дифтерита.

Сергей Виноградов