35media.ru

Спаслись и сохранились

Череповецкие иконы из сгоревшего реставрационного Центра Грабаря возвращаются домой.

Жертвы пожара, от которого в середине июля пострадал Центр Грабаря, а вместе с ним и вся русская культура, были окончательно подсчитаны лишь на этой неделе. Двое пожарных, спасая людей, погибли, множество уникальных экспонатов (здесь реставрируют лишь наиболее ценные произведения) утрачены или серьезно повреждены — музейщики оценили ущерб в 170 миллионов рублей. Среди сотен культурных памятников, которые реставрировались в Центре на момент пожара, было и несколько икон XV — XVII веков из коллекции Череповецкого музейного объединения. Его директор Екатерина Антипова сообщила «Речи», что часть экспонатов на днях возвратится в Череповец.

«Прошла информация, что наших икон там всего четыре. На самом деле их больше. Часть — те, что отреставрировали, — мы забираем, на днях четыре иконы вернутся в Череповец; но часть остается в Центре, который, несмотря на пожар, продолжает функционировать. Мы общались с представителями Центра — нас заверили, что наши экспонаты не пострадали и сейчас находятся в безопасном помещении», — сказала Екатерина Владимировна.

Череповецкие иконы, пережившие пожар, можно назвать жемчужинами нашей богатейшей музейной коллекции, которая насчитывает более семисот экспонатов. Правда, места в зале древнерусской живописи для них не нашлось, и они хранились в фондах ЧерМО. Впрочем, это объясняется невыставочным состоянием полотен. Со дня на день в Череповце ждут иконы Богоматери, Иоанна Предтечи, Кирилла Новоезерского, а также Кирика и Улиты. Первые две были написаны в XV веке, остальные — в XVII. Не исключено, что отреставрированные экспонаты вскоре по приезде будут вывешены на всеобщее обозрение в специальном зале Художественного музея.

Несмотря на инцидент, выявивший несостоятельность противопожарной системы, череповецкие музейщики не планируют сворачивать сотрудничество с Центром Грабаря, через который прошло множество экспонатов, составляющих гордость нашего города. В столицу череповчане отправляют лишь самые древние и ценные полотна — мастера реставрации не берут с ЧерМО ни копейки за работу.

Кстати, о пожарной безопасности. По словам директора Центра Алексея Владимирова, тушение пожара причинило экспонатам больше ущерба, нежели огонь. «Нас тушили как коровник — с вертолета, из брандспойтов. Было вылито огромное количество воды и пены на иконы. Они просто плавали в воде», — подчеркнул он. Директор рассказал, что серьезно пострадали восемь икон, но все они могут быть восстановлены, чего нельзя сказать о ковре из усадьбы «Мураново» и знамени петровской эпохи из музея Переславля-Залесского. Владимиров заявил, что пожар показал необходимость выработать особую систему тушения в таких музеях и центрах реставрации. «Этой проблемой необходимо озаботиться, причем на государственном уровне. И установкой противопожарного оборудования должны заниматься не выигравшие конкурс по принципу дешевизны организации, а профессионалы», — подчеркнул искусствовед.

Сергей Виноградов