35media.ru

Автобизнес: предложение не успевает за спросом

Возрастет или упадет осенью спрос на автомобили в Череповце — пока неизвестно. В местных автосалонах сегодня куда больше обеспокоены проблемой предложения: производитель не поставляет нужного количества машин. Между тем по итогам лета спрос, особенно на отечественные машины и недорогие иномарки, возрос и почти достиг докризисного уровня. Способствуют этому и различные программы автокредитования: от льготной федеральной до многочисленных банковских. А желанного авто при этом приходится ждать иногда до трех месяцев.

Многие автосалоны жалуются сегодня на дефицит автомобилей — как на складах, так и у импортеров.

— Особенный недостаток ощущается в автомобилях «Mitsubishi» и «Hyundai». Первые приходится ждать до трех недель, вторые иногда до месяца, — сообщает маркетолог автосалона «Диален» Александр Майорченко. — Нехватка автомобилей у поставщика — отголосок недавнего кризиса. Импортер не рискует иметь большой склад в Москве, завозит мало автомобилей. Большинство поставок нам приходится делать напрямую из-за границы.

Дефицит авто влечет за собой рост цен на них и отсутствие скидок. Но желающих приобрести новенькую машину это пока не останавливает.

Катаклизмы этого лета тоже не прошли бесследно для автобизнеса.

— Спрос на отечественные автомобили велик, но самих машин нет. Работа завода ЗАО «GM-АвтоВАЗ» в Тольятти была временно приостановлена в связи с пожарами и жарой. Мы сейчас возвращаемся к ситуации 2008 года, когда на автомобили были большие очереди, — говорит маркетолог череповецких автосалонов Наталья Шушкова.

По ее словам, производитель не спрогнозировал большой спрос на «Skoda Fabia» — недорогие автомобили, которые в условиях льготного кредитования и банковской поддержки стало возможным приобрести за еще меньшую сумму.

То есть если номинальная цена «Skoda Fabia» — 389 тыс. руб., то со скидкой в 97 тыс. ее можно приобрести за 292 тыс. руб. А самую навороченную «Фабию» — за 487 тыс. руб. Выгода получается немалой, потому что к ставке льготного автокредита, выделяемого по государственной программе, приплюсовывается скидка от банка, разработавшего программу кредитования по автомобилям «Skoda».

Но нехватку товара испытывают не все автосалоны.

— В нашем салоне дефицита автомобилей нет. Дистрибьютор оперативно реагирует на запросы наших клиентов в части поставок и комплектации автомобилей, проблемы недопоставки сведены к минимуму, — утверждает директор по развитию автосалона «Авто Тайм» (официального дилера «Daewoo» по Вологодской области) Дмитрий Окунев.

Исходя из данных череповецких автосалонов, в июле-августе автомобили разных марок, как отечественные, так и иностранные, пользовались хорошим спросом. В принципе, объемы продаж сопоставимы с показателем аналогичного периода 2008-го, докризисного, года — лишь немного ниже. Так, спрос на отечественные авто в салоне «Автопрестиж» — около 50 машин в месяц. Из них половина приобретается на месте, половина — на заказ. Заказов на иномарки в «Прайм Моторс» бывает около 15 — 20 в месяц, в «Автопрестиже» — 14 — 20.

Что касается сентября, то на этот месяц разные компании дают разные прогнозы.

— Осенью спрос традиционно возрастает: заканчивается пора отпусков, начинается подготовка к зиме. Перед холодным сезоном люди нередко меняют авто на более новые, — комментирует Александр Майорченко.

В некоторых других автосалонах, напротив, утверждают, что после лета обычно наступает небольшой спад. А вот январь и февраль одинаково «мертвые» месяцы для всех автоторговцев. Продажи в этот период пытаются стимулировать какими-либо акциями.

— Приобретаемых по заказу автомобилей обычно ждут два-три месяца. Если машина похожей комплектации приходит раньше, мы предлагаем ее. Покупатели иногда соглашаются на такой «обмен», чтобы сесть за руль нового автомобиля раньше, — рассказывает Наталья Шушкова.

Граждане, желающие купить отечественный автомобиль с дополнительной экономией, активно пользуются программой утилизации. Согласно ей, сдав старый автомобиль, можно приобрести новый со скидкой в 50 тыс. руб., правда, необходимо еще внести 3 тыс. руб. за утилизацию. По словам работников тоншаловского «АвтоВАЗ-салона», покупатели среднего и пожилого возраста в основном берут классические модели или «Ладу Калину», у молодежи популярнее «Лада Приора» и «Лада Самара».

По наблюдениям маркетологов, особенно растет спрос на автомобили, на которые распространяется федеральная программа льготного кредитования: машины российского производства или иномарки отечественной сборки. Кроме того, автосалоны города активно сотрудничают со всеми имеющимися у нас банками, каждый из которых разрабатывает свою программу выгодного кредитования при покупке той или иной марки авто. Доля машин, приобретаемых в кредит, возросла по сравнению с прошлым годом.

При некоторых автосалонах работают банковские специалисты, что создает значительные удобства для покупателей при оформлении кредита.

Наибольшая скидка по государственной программе льготного кредитования, по информации кредитных экспертов, составляет около 9 %.

Но даже при наличии подобных программ бюджетные автомобили в большинстве своем приобретаются за наличный расчет. Так, например, обстоит ситуация с автомобилями «Matiz» и «Nexia» марки Daewoo, цена которых в минимальной комплекции составляет 187 и 237 тыс. руб. соответственно.

ЮЛИЯ БОЧКАРЕВА