Рабочий — в класс

Президент России Дмитрий Медведев на совместном заседании Госсовета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики заявил: «Без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, и мы будем жить в технологически отсталом обществе. Но мы должны заниматься всеми этими вопросами в привязке к конкретной жизни. Здесь не может быть абстрактных разговоров».

Медведев предложил совместное финансирование профессиональных образовательных учреждений региональными властями и работодателями. Глава «Группы ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров в своем докладе настаивал, что профессиональное образование надо отделить от общего, чтобы рабочий мог получить начальные знания за 5 — 6 месяцев. Вместе с тем Прохоров отметил, что сейчас рабочие представляются в России «как персонажи комедийного сериала „Наша Russia“ Равшан и Джамшут». «Насчет престижа рабочей профессии — ни убавить ни прибавить, действительно, престиж крайне низкий. Это должна быть полноценная, системная работа не только по созданию современных ПТУ, учебных пособий, по развитию профессиональных навыков, но и работа в средствах массовой информации. Она, конечно, не должна быть такой тупой, она должна быть современной, но очевидно, что все, что сейчас показывают, выглядит очень кисло», — согласился Медведев. Возможный способ повышения престижа — привлечение к преподаванию в ПУ бывших вузовских преподавателей и даже профессуры. «Это абсолютно нормальная вещь — часть преподавательских кадров вполне могла бы перейти в хорошо подготовленные средние профессиональные учебные заведения. Это не вопрос амбиций, это вопрос работы, работы по специальности», — считает глава государства. Речь идет о преподавателях из тех вузов, которые не набирают достаточного количества студентов и все равно вынуждены будут закрыться. Однако эксперты сходятся на том, что профессура не пойдет в ПУ как минимум по двум причинам: серьезная разница в доходах и различия в социальном статусе. Скорее уж бывший преподаватель вуза пойдет учить в специализированный лицей, в школу с углубленным изучением предмета, чем в ПУ, где на первом месте — освоение рабочей специальности.

Сергей БЕГЛЯК