«Играй так, чтобы мурашки по коже!..»

В Белозерске в преддверии Дня города 16 июля выступали участники череповецкого клуба гармонистов «Хромочка». После завершения концертных программ гармонисты прошлись по Белозерску, мимо торговых рядов, палаток, среди празднично одетого народа. Солистка Галина Брехова запевала:

«У гармошки меха золоченые,

Заиграет, не даст горевать!

Каблуки у девчонки точеные,

Как пойдет она дробь выбивать!»

В пляс вместе с участниками «Хромочки» пускались и жители города, несмотря на 35-градусную жару. А Сергей Алексеев из поселка Малечкино — один из лучших гармонистов не только области, но и России — играл на своей кирилловской гармони мастерски, легко и весело! Играл и «русскую плясовую», и «продольную» — в своем, неподражаемом стиле. А вообще, он может исполнять без репетиций более трехсот песен и наигрышей.

«Вологодская кадриль».

Музыкальную импровизацию под условным названием «Северная» («Вологодская кадриль») Сергей Васильевич сочинил и отработал еще лет десять тому назад. Впервые он исполнил ее со сцены в Архангельске в 2003 году. Именно тогда и включила этот наигрыш Анастасия Заволокина (дочь известного гармониста Геннадия Дмитриевича Заволокина, ныне покойного) в телевизионную программу «Играй, гармонь!».

В Архангельске тогда от Вологодской области, кроме Сергея Алексеева, выступал Константин Пирожков, входящий в золотую десятку лучших гармонистов России. С концертами побывали и в Северодвинске, Новодвинске, Малых Карелах и т. д. Встречали везде тепло, приветливо.

Кстати, нотной записи кадрили Алексеева до сих пор не сделано. Очень сложно столь необычный музыкальный материал — со всеми «выкрутасами», вариациями, «коленцами» — положить на ноты, не будучи музыкантом-профессионалом. Не зря Геннадий Заволокин когда-то сказал об игре Сергея Васильевича: «Это записать сложно! Это как выстрел из ружья!»

С народным артистом России, дважды лауреатом Государственной премии Геннадием Заволокиным Алексеев познакомился в 1985 году, на одной из первых встреч с гармонистами в Вологде. Потом уже довелось встречаться многократно: в Вологде, в Череповце, например на Дне металлурга в июле 1999-го. Ну и у себя дома, в Малечкино. А как-то с неделю провели они на базе отдыха ОАО «Северсталь» в Торово. Много было тогда разговоров, бесед: о судьбе русской гармони, исторической роли и значении гармонистов на Руси, особенностях того периода нашей жизни (так называемого застойного), когда появилось пренебрежительное, высокомерное отношение к русской гармони, особенно со стороны властей. Тогда народное творчество стремились перевести в разряд обслуги по восхвалению КПСС и советской власти. И гармони продавались низкокачественные, из разряда ширпотреба — «гробы», которые не хотелось даже брать в руки, не то что играть на них! И началось повсеместное увлечение гитарой, которое, как правило, не шло дальше бренчанья в подъездах и на лавочках во дворах.

«К большому сожалению, — говорит Сергей Васильевич, — очень рано ушел из жизни замечательный гармонист, баянист, композитор Геннадий Заволокин. Но дело его по возрождению значения русской гармони в нашей жизни живет. Продолжают его дочь Анастасия, сын Захар, брат, племянник, тоже талантливые гармонисты». Кстати, Геннадий Дмитриевич, уроженец Сибири, в итоге пришел к выводу, что именно русская гармонь — уникальнейший народный инструмент — наиболее полно и ярко отражает душу и характер русского народа.

Маторинская гармонь.

На том же запомнившемся Алексееву Дне металлурга в 1999 году ему довелось играть дуэтом вместе с известным гармонистом из Архангельска Сергеем Сметаниным, ныне покойным. «Замечательный был человек, прекрасной души и великого таланта, — вспоминает Алексеев. — Заслуженный артист России, исполнитель и композитор необыкновенного дарования. И была у него замечательная гармонь — полная „хромка“. Лучшего гармонного мастера на Руси Маторина, так называемая „маторинская гармонь“. Эх! Лучше этого специалиста никто в нашей стране гармошки не делал, да думаю, что и не сделает. Он их всегда выполнял по индивидуальному заказу, причем в любой тональности и непосредственно под индивидуальное мастерство гармониста».

Изготавливается такая гармонь долго, в течение, например, года. Зато она позволяет продемонстрировать необыкновенную игру: пронзительную, душевную.

Наша вологодская земля тоже некогда славилась талантливыми гармонными мастерами, настройщиками: Золотов, Голубев... Но потом гармонная фабрика в Кириллове сгорела, а баянная фабрика в Вологде зачахла за период рыночного реформаторства. Сейчас остались отдельные мастера. Это Александр Иванович Куликов из пос. Великославино да Николай Кириллович Малышев в Череповце.

По степени эмоциональности с хорошей гармонью может сравниться только скрипка. Когда настоящая гармонь играет в руках настоящего исполнителя, она сама «выговаривает», поет, дышит. Наиболее полно Сергей Васильевич почувствовал это на конкурсе мастерства игры на гармони, проводившемся в 1990 году уроженцем Поволжья В.А.Охапкиным в Кирове. Среди участников были тогда замечательные исполнители со всего Северо-запада России, представители скандинавских стран: финны, шведы. На заключительном концерте Алексеев тогда занял первое место. Ему доводилось принимать участие и в других конкурсах Северо-запада, на которых он также занимал призовые места.

Сергей Васильевич с теплотой вспоминает замечательного гармониста-баяниста и композитора из пос. Майский Николая Петровича Драчкова (ныне покойного). Вот был виртуоз. Именно с ним хорошо получалась игра дуэтом, понимание было полное. Сейчас легко играть и с В.Охотниковым из клуба «Хромочка». Это потрясающий гармонист!

«Слухач».

Процитирую слова Галины Бреховой: «...Пять лет назад я познакомилась с таким прекрасным человеком, гармонистом, виртуозом Сергеем Алексеевым! Услышав его игру на гармошке, я не могла спокойно жить, не услыхав ее более. Он так играет! И зажигает, и волнует, от его игры все поет... и хочется петь и жить! Это по-трясающий гармонист от природы!»

7 сентября Сергею Алексееву исполнится 60 лет. Он уроженец деревни Красное Кадуйского района. Там и прошло детство. Родители Сергея умерли рано (в 1973 — 1974 годах). Отец-фронтовик купил сыну гармонь, когда ему исполнилось пять лет. Мать работала дояркой в колхозе. Сергей ходил в начальную школу в своей деревне, потом — в школу деревни Вахонькино. Теперь этой школы уже нет, да и деревень тоже.

После школы учился на механизатора в Кадуе, работал на тракторе в колхозе, служил в арм��и в Заполярье. Там, на Северном флоте, узнал баян, духовые инструменты, совершенствовался в игре на гармони. Участвовал в художественной самодеятельности. А на флоте тогда много пели, играли, плясали. Именно с той поры вынес он главный принцип исполнительства. Говорит В.Охотников: «Именно Алексеев научил меня игре при высочайшей требовательности к себе. Если вышел на сцену перед аудиторией, исполни так, чтобы у людей волосы зашевелились, мурашки по коже пошли и душа перевернулась...» Это талант, помноженный на трудолюбие.

Да, Сергей играет только на слух, музыкального образования не имеет. Но ведь лучшие гармонисты в России всегда были «слухачи» с врожденным чувством ритма.

В 1976 году Алексеев переехал из Кадуйского района в пос. Малечкино, где и проживает с женой. Есть двое детей, внук шести лет, который пока не играет на гармони. Из Малечкино практически не выезжал, разве что иногда на концертные гастроли да на заработки в переломное время в качестве строителя-"шабашника". Но это было очень давно. А сейчас главное, чего хочется пожелать Сергею Васильевичу, так это здоровья и долгих лет творческой жизни.

Владимир Чащин