Водитель с трех попыток

Автошколы заставят бесплатно переучивать своих подопечных, заваливших экзамен

Председатель правительства РФ Владимир Путин предложил план по совершенствованию системы приема водительских экзаменов. Премьер считает нужным обязать автошколы бесплатно переучивать тех, кто не смог сразу получить права. Региональные управления ГИБДД должны будут публиковать на своих сайтах статистику аварийности с участием новоиспеченных водителей и указанием школ, в которых они обучались. Череповецкие автошколы считают, что все это не возымеет прямого эффекта на дорогах и приведет лишь к увеличению и так высокой стоимости обучения.

Список изменений разработан правительством по поручению президента и пока не утвержден. Предполагается, например, что ученики автошкол смогут выбирать между сдачей экзамена на автомобиле с автоматической или механической коробкой передач. Водители, выбравшие машину с «автоматом», получат соответствующую пометку на водительском удостоверении. Новый документ также обяжет автошколы заново обучать учеников, не сдавших экзамен после третьего раза. Причем согласно новым правилам вторичный курс должен длиться не менее пяти часов и предоставляться бесплатно. Эти меры вводятся в целях повышения ответственности автошкол за подготовку учеников, утверждают авторы плана.

Кроме того, предполагается полное раскрытие статистики ДТП с участием водителей, чей стаж не превышает двух лет. В этой статистике будет в обязательном порядке указываться школа, в которой обучался водитель. Вся информация будет размещаться на сайтах региональных управлений ГИБДД.

С инициативой пересмотра существующих правил обучения в автошколах президент Дмитрий Медведев выступил в августе прошлого года. Он раскритиковал существующую систему подготовки водителей и потребовал от подчиненных подготовить предложения по решению проблемы безопасности на дорогах.

Президент областной ассоциации автошкол Андрей Заводчиков считает внесенные предложения лишь полумерами.

— Особого смысла во всем этом я не вижу, — объяснил «Речи» Андрей Заводчиков. — Во-первых, однозначно вырастет стоимость обучения. Никакого альтруизма не будет, эти бесплатные занятия школы просто заложат в цену курса. Получается, что платить за неуспевающих будут те, кто сдает с первого раза. Я считаю, что это опять перекладывание проблемы с больной головы на здоровую. Вместо того чтобы наводить порядок непосредственно на дорогах, ищут крайнего в лице автошкол. А мы и так работаем на грани рентабельности. Очень многие ученики прекрасно понимают, что курса в школе им не хватает. Понимают, что не готовы. Тем не менее они не берут дополнительные занятия, а идут на экзамен. Срабатывает русский авось — а вдруг сдам? Но принимают сейчас очень строго, сдать не получается. Ученик берет еще занятия, но и после них он не готов. Однако он опять идет сдавать на авось. Надо бы вообще сделать, как во многих странах: не сдал с первого раза — учись по новой. Вот тогда люди начнут готовиться и готовиться будут усердно. Не должно быть такого, что человек ходит на экзамены, пока у него деньги не кончатся.

Новый план предусматривает и постепенную частичную передачу функций по приему экзаменов в руки специализированных автошкол, оснащенных компьютеризированными автодромами. Сегодня таких школ во всей России всего 15, в Череповце соответствующего оборудования нет ни у одной.

— У меня пока отрицательное отношение к этой идее, — признается зам. начальника череповецкого отдела ГИБДД Михаил Стоиков. — Предполагается оставить за инспектором ГИБДД только прием практического вождения в городе, а остальное передать автошколам. Но тут палка о двух концах. Если автошколы после трех неудач будут обязаны бесплатно переобучать ученика, но при этом будут сами принимать часть экзамена, то они, естественно, будут заинтересованы, чтобы он как-нибудь его сдал максимум с трех раз. Встает вопрос и с теми, кто занимается по программе самоподготовки. Если школы будут принимать экзамены, то куда деваться этим людям? Не скажут ли школы, что раз они принимают экзамен, то и учиться надо у них?

В центральных управлениях ГИБДД уже разработан законопроект о запрещении сдачи экзаменов без обучения в автошколе. Между тем предприниматели, занимающиеся частной подготовкой водителей, считают, что они обеспечивают качество обучения не хуже, а то и лучше автошкол.

— Не будем скрывать, есть и среди нас недобросовестные люди, но подавляющее большинство не могут работать наплевательски, — рассказывает частный инструктор Алексей Костерин. — Многие из нас работали раньше в автошколах и знают, что иногда там больше обращали внимание на то, помыл ты рекламный логотип на машине или нет, а не на то, сколько учеников у тебя сдает экзамен с первого раза. За один год в автошколе могут поменяться все инструкторы. Никто не задерживается. Это сейчас мы каждое утро ездим на медкомиссию и наши документы изучают чуть ли не под микроскопом, а поинтересуйтесь, во многих ли школах инструкторы проходят освидетельствование перед рейсом? С подачи автошкол в прошлом году налоговая инспекция полгода приходила на каждый наш экзамен. Каждый раз они сидели и проверяли документы, все ли мы платим налоги. Автошколы говорят, что мы отбираем у них клиентов, но они сами нам их отдают. Вот реальный случай. Женщина уже в возрасте берет два дополнительных занятия в автошколе. Инструктор говорит ей ехать к загсу. И они там простаивают обе пары, потому что у его знакомого свадьба. Благо, деньги ей вернули. Или приходит девушка, у нее откатано в школе 25 занятий. Не знает ни одного перекрестка, едет под все «кирпичи», даже не видит их. Где ездила? Только по Парковой. Все 25 занятий. Мы всего лишь хотим справедливости, чтобы нас уравняли с автошколами, а не придумывали запреты и ограничения.

Андрей Ненастьев