35media.ru

Вяленая рыба как искусство

Известный фотограф и художник сделал вяленую рыбу и сломанную микросхему частью искусства

В свое время увлекающийся Николай Викторов освоил фотографию, репортажную (четверть века отработал в «Коммунисте» и «Речи») и художественную (за его спиной около 30 выставок), позже очередь дошла и до живописи. А потом взял и соединил навыки, придумав попутно термин «Фотографика». Творить ассамбляжи и коллажи, которые тоже фактически коктейль из разных изобразительных искусств, Николай Иванович начал всего около трех лет назад. Тридцать полотен Викторова в этом необычном жанре череповецкие любители современного искусства впервые увидят в Выставочном зале (ул. Юбилейная, 36). Выставка «Непредсказуемый Викторов Н.И.» откроется 3 августа.

— Поначалу открытие планировалось на сентябрь, но мне позвонили и попросили перенести на месяц, — рассказывает корреспонденту «Речи» легендарный газетный фотограф. — Поэтому я все бросил и с головой ушел в наведение последнего лоска. Работы прямо на полу стоят, целый день хожу между ними — подмазываю, подкрашиваю.

Лишенный вкуса человек, зайдя сейчас в квартиру Николая Викторова, наверняка решит, что картины художника приготовлены на выброс. В большинстве своем творения Николая Ивановича состоят из предметов, которые принято относить к мусору. Кстати говоря, многие из «красок» для своей палитры Викторов принес со свалки. Попадая на его полотна, скрытая красота вещей высвечивается, будто прожектором — здесь обломки граммофонных пластинок соседствуют с настоящей вяленой рыбой (те, кто ее видел, непременно принюхиваются, но знакомого запаха не улавливают — давно выветрился), а опять-таки реальные куриные ножки чудесно смотрятся рядом с изящной скрипкой. Сломанная плата-микросхема, извлеченная из списанного в утиль компьютера, у Викторова начинает жить другой жизнью и безо всякого электричества — символизирует бездушный прогресс.

— Одним из главных мотивов своего творчества я считаю часы, — говорит Николай Иванович. — Никогда не пройду мимо выброшенного цифер-блата, потому что у каждого из них есть собственное лицо. Время, хронос, занимает важнейшее место в нашей жизни, и я хочу напомнить людям о том, что оно утекает сквозь пальцы, и его не вернешь.

Что художник однозначно может пообещать, так это то, что жалеть о потраченном часе, проведенном за просмотром его картин, посетители точно не будут. Приходите, такого вы точно не видели.

Сергей Виноградов