Жильцы уходят от ответственности

Отношения череповчан и управляющих компаний остаются напряженными. Кто в этом виноват?

Количество жалоб в прокуратуру города, касающихся жилищно-коммунальных услуг, резко возросло. Только за истекшие полгода прокурорские работники рассмотрели около двухсот обращений; многие из них — коллективные. Однако нарушения закона найдены не более чем в 10 % случаев. «Большинство проблем, с которыми к нам обратились люди, могли быть разрешены еще на уровне управляющей компании. Однако череповчане пока полностью не понимают норм действующего законодательства: они подписывают документы не читая, а потом просят госорганы разобраться в последствиях», — констатировал на пресс-конференции в минувшую пятницу прокурор Череповца Сергей Ивахненко.

В основном горожане жалуются на неправильные, по их мнению, начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги. В большинстве случаев жильцы не могут понять, каким образом производятся эти начисления и откуда берутся итоговые цифры в квитанциях. Попытки выяснить это в управляющих компаниях часто наталкиваются на откровенную грубость.

— Применение формул расчета на самом деле вызывает определенные сложности, — подтверждает Сергей Ивахненко. — Так, в начале этого года к нам поступали обращения по вопросам начисления платы за электроэнергию. Обращения обоснованные. Результатом их рассмотрения стало в том числе применение единой методики расчета платы за электроэнергию по всему городу.

Сейчас этой проблемы нет. Тем не менее имеются значительные проблемы при применении различных норм и правил в коммунальной сфере, вызвал вопросы переход на оплату по общедомовым приборам учета. Мы неоднократно выявляли нарушения закона в действиях управляющих компаний, приняты исчерпывающие меры реагирования. Однако стоит отметить, что масса вопросов, касающихся ЖКХ, находится в компетенции самих собственников помещений. Люди же стараются переложить свою ответственность на органы власти. Конечно, если жильцам не удается найти взаимопонимание с управляющей компанией, мы будем вмешиваться, но далеко не все пытаются найти это взаимопонимание.

Противостоять неправомерным действиям управляющих компаний жильцам предлагают в суде. Например, только в судебном порядке жители могут оспорить протокол общего собрания. Не секрет, что отдельные управляющие компании в системе проводят весьма сомнительные с точки зрения закона голосования с целью получить дом в свое управление. В городском суде уже слушались дела о том, как в протоколах оказывались подписи различных «мертвых душ».

— Если у нас собственники по два-три раза подписывают протоколы, не читая их, а несколько инициативных групп проводят голосования в пользу разных управляющих компаний, то это может длиться бесконечно, — считает прокурор. — Пока собственники не научатся читать документы и не перестанут бездумно ставить свои подписи в двух, трех абсолютно разных протоколах, высказывая таким образом совершенно разные позиции, у нас будет эта проблема. То же самое с фальсификацией подписей в протоколах. Собственники могут обжаловать итоги голосования. В судебном порядке может быть назначена экспертиза подписей, и, если будет выявлен факт фальсификации, суд может отменить протокол голосования. Но мы неоднократно выявляли факты, когда собственники подписывают протоколы и даже не помнят об этом. Они говорят, что не участвовали в общем собрании, а потом мы им предоставляем копии протоколов, и они узнают свои подписи. А как подписывали? Не помнят. У нас сегодня есть проблема непонимания собственниками своей ответственности за соблюдение закона в своем доме. Приведу пример. В формулах расчета услуг ЖКХ учитывается количество зарегистрированных в квартире лиц. Если в квартире зарегистрирован один человек, а фактически проживают десять, то расчет по нормативам идет все равно на одного человека. Но ведь потребляют ресурсы десять жильцов. А потом собственники получают счета и возникает непонимание. Учитывая все это, я считаю, что в определенной степени ответственность за сложившуюся сегодня в сфере ЖКХ ситуацию несут и сами жильцы.

Андрей Ненастьев