27 сентября 2019, 19:16

Алексей Кабалин стал победителем IX этапа Кубка России

14-летний Алексей Кабалин вновь стал победителем этапа Кубка России по авиамодельному спорту. Он завоевал золото в классе таймерных моделей F-1-P. Звучит непонятно? Алексей рассказал, как проходят соревнования и что нужно, чтобы достойно выступить.

Шесть лет назад на ярмарке кружков и секций в «Алмазе» восьмилетний Леша Кабалин подошел к стенду, где показывали авиамодели. Так он попал в клуб «Витязь» к преподавателю Виктору Кузнецову. Теперь Леша — многократный призер этапов Кубка мира, сейчас в Суздале он завоевал золотую медаль IX этапа Кубка России. В апреле следующего года череповецкий спортсмен отправится на очередные соревнования в Нальчик.

— Модели мы делаем полностью самостоятельно, из бальзы — это легкое дерево, которое растет в Южной Америке, — и из карбона (углепластика), — рассказывает «Речи» Алексей Кабалин. — На изготовление одной модели уходит полгода. Это кропотливая работа, мелкие детали нужно долго вытачивать.

Руководитель клуба «Витязь» Виктор Кузнецов объясняет, что из бальзы и углепластика модели делают для выступлений на соревнованиях. Это профессиональный уровень. Начинающие могут вытачивать модели из более доступного дерева, и они тоже будут летать.

Нужен еще и миниатюрный двигатель внутреннего сгорания — его покупают. Топливом служит смесь метилового спирта и касторового масла. Алексей объяснил, что бывает еще и топливо с присадками — в него добавляется нитрометан, но не на всех моделях такое используют.

Что такое класс F-1-P? Классификация моделей утверждается Международной федерацией авиаспорта. F-1 — это свободнолетающие модели (есть еще и кордовые модели — F-2, радиоуправляемые модели — F-3, модели-копии — F-4, а также модели с электроприводом — F-5). Внутри класса F-1 есть подклассы — буква P обозначает юниорский уровень. Алексей объясняет, что F-1 — не копии настоящих летательных аппаратов, а модели, которые делают для соревнований под определенные требования. Их задача — как можно дольше продержаться в воздухе.

— На соревнованиях пять туров. Авиамоделисту дается время, за которое нужно запустить нашу таймерную модель. На ней стоит двигатель объемом 1 куб. см, ему разрешено работать не более семи секунд. В это время модель набирает высоту, потом двигатель глохнет и модель начинает свободно планировать. Жюри оценивает время, пока модель находится в воздухе. За каждую секунду — одно очко. Складывается сумма очков всех пяти туров, — говорит Алексей.

В Суздале он набрал 840 очков, его модель улетала на 1,5 — 2 км.

После того как летательный аппарат спланирует вниз, моделист должен сходить за ним, забрать, подготовить к следующему взлету — протереть от топлива, залить новое. Моделисты устанавливают на летательные аппараты маячки, работающие от батареек. Сигнал принимает рация, которую спортсмен держит в руках. Чем маячок ближе — тем сигнал лучше, так моделисты и ищут самолет на земле. Бывает, что пользуются GPS-трекерами.

Теперь о том, насколько материально затратным будет для ребенка такое увлечение.

Одной модели может хватить на весь летний сезон (осенью и зимой спортсмен собирает модель, весной и летом — «летает»). Она может «прожить» и дольше, но бывает так, что самолет с большой скоростью врезается в землю и больше летать не может. Часто авиамоделисты переставляют двигатели с одной модели на другую.

— Двигатель — это самая дорогая часть самолета. Такой, как у Леши, стоит 7 — 8 тысяч рублей, а у старших спортсменов двигатели могут стоить до 25 тысяч, — говорит Виктор Кузнецов. — Авиамоделизм на профессиональном уровне — спорт не из дешевых. Стоимость модели может достигать 50 — 60 тысяч рублей. Это занятие требует усидчивости. Не все дети, которые приходят на занятия, готовы к тому, чтобы долго и упорно клеить модели. Но те, кто остается и увлечен, добиваются успехов.

Алена Сеничева