20 сентября 2019, 8:33

Как правильно накормить школьника?

С началом каждого нового учебного года среди родителей разгораются споры не только об образовательных программах, содержании учебников, но и о школьном питании. Одни, не жалея средств, оплачивают завтраки и обеды в школьной столовой, считая, что полноценная пища необходима растущему организму. Другие считают эти траты нецелесообразными. Дескать, школьное питание — это «невкусно», «холодно», «некачественно». Наши журналисты отправились к специалистам, чтобы узнать, как должен питаться современный школьник.

Питание по правилам

Меню школьного питания в Череповце составляют специалисты технологической службы и санитарный врач МАУ «Центр социального питания» на основании санитарных норм и правил. Причем именно для обучающихся в общеобразовательных учреждениях, как отмечает Людмила Касаткина, зам. директора по производству ЦСП. Сформированное меню отправляется на утверждение в Роспотребнадзор, где его оценивают на соответствие требованиям, предъявляемым СанПиН к школьному питанию.

Должны быть учтены все особенности этого процесса: возраст детей, нормы вложения продукта, сезонность, калорийность и пищевая ценность суточного рациона (белки, углеводы), количество основных пищевых веществ (минералы, витамины, микроэлементы и т. д.), продолжительность пребывания учащихся в учебном заведении.

Школьники разделены на две возрастные категории: 7 — 11 лет и 12 — 18 лет. Соответственно, и размер порций разный.

«Гарнир в начальной школе должен быть весом 150 граммов, а в средней — 180 граммов», — поясняет Людмила Касаткина.

При разработке меню даже учитываются пожелания учебных заведений. И они отличаются — в школах одного района города дети любят одни блюда, в школах другого — другие.

Теплая тарелка

Дети должны быть обеспечены горячим питанием, так как полдня находятся в школе. Мы задали вопрос, волнующий всех родителей, — о холодной еде в школьных столовых.

«Температура подаваемых блюд — это проблема, — говорит Людмила Христофоровна. — Я понимаю возмущение родителей по поводу остывшей еды. Но когда нужно одновременно обслужить 100, 200, а то и 400 человек (как в новой школе), то даже если мы выведем на раздачу 10 человек, температура еды в первой тарелке и сороковой будет разная. Необходимо специальное оборудование для подогрева посуды».

И в проектах новых учебных заведений такое оборудование предусмотрено — тепловой диспенсер для тарелок. Как поясняет зам. директора ЦСП, прогретая в нем фаянсовая тарелка способна долго сохранять тепло. Такое оборудование установлено в новой школе № 23.

О вкусности-невкусности школьных блюд родители узнают из комментариев детей. Но не все учитывают, что ребята дают оценку, сравнивая школьный бутерброд с бургером из фастфуда. Поэтому еда в школе им не по душе.

«Главное, чтобы питание было сбалансированным, — говорит Людмила Христофоровна. — Баланс белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ необходим. Есть определенные нормативы, которые придуманы не нами».

Так, обед должен состоять из закуски (или порционных свежих овощей), первого блюда (суп), второго (гарнир и основное блюдо — рыба, мясо). Например, в тот день, когда мы беседовали с зам. директора ЦСП, в школах подавали суп картофельный с рисом и мясом, гречу с тушеным в соусе куриным филе и свежий огурец.

С этого года в рацион питания череповецких школьников введена и кисломолочная продукция, добавлены соки и фрукты. Еду готовят прямо в школах. Привозить готовую пищу запрещено санитарными нормами.

«В школы мы доставляем полуфабрикаты, — поясняет Людмила Касаткина. — Овощные и мясные рубленые изделия. Продукты, используемые для приготовления полуфабрикатов и блюд, в основном местных производителей. Поставки любого продукта осуществляются два раза в неделю. То есть залежалого сырья нет. Всю молочную продукцию (молоко, сливочное масло, творог и т. д.) привозят с нашего молочного комбината, картофель — из Устюженского района, мясо — с череповецкого мясокомбината. Для детского питания используется только говядина. Причем хорошая часть, где практически нет сухожилий и больших жировых прослоек. То есть в череповецких школах котлеты из натурального говяжьего мяса высокого качества. Все продукты приходят с сопроводительной документацией качества. Производители дают стопроцентную гарантию безопасности».

Завтракать правильно

В поисках ответа на вопрос, как организовать питание школьника дома, мы отправились к Оксане Тихоненковой, врачу-гастроэнтерологу, заведующей терапевтическим дневным стационаром № 2 череповецкой горбольницы.

«Растущий организм ребенка должен получать такое количество пищи, которое не только компенсирует энергетические затраты, но и обеспечивает его рост и развитие, — говорит специалист. — Эти затраты пополняются за счет питательных веществ, основу составляют белки, жиры и углеводы, а также витамины и минеральные соли. При недостатке белка — это молоко, молочные продукты, рыба, мясо, яйца, бобовые — рост и развитие ребенка замедляется, умственная деятельность ухудшается, понижается сопротивляемость к болезням. Недостаток жиров снижает иммунитет, отсюда повышенная восприимчивость к простудным заболеваниям».

Немаловажный фактор — соблюдение режима питания.

Оно должно быть:

— дробным — 3 — 4 раза в сутки,

— регулярным — в одно и то же время,

— равномерным, последний прием пищи должен быть за 2 — 3 часа до сна.

Медики советуют соблюдать 4-часовой интервал между приемами пищи. Наиболее целесообразным считается следующий режим питания:

7.30 — 7.50 — завтрак,
13.00 — 14.00 — обед,
16.30 — полдник,
19.30 — 20.00 — ужин.

В зависимости от того, в какой смене занимается школьник, режим питания меняется.

«Особое внимание родители должны обратить на питание в школе, — говорит Оксана Вячеславовна. — Хорошее питание повышает образовательный потенциал и благополучие детей, поскольку оно оказывает влияние на интеллектуальное развитие и способность к обучению».

Важное значение врач отвела завтраку, так как правильно завтракающие дети проявляют большую активность на уроках и лучше усваивают материал. Оптимальный завтрак — молочная каша с маслом.

«Если ребенок каши не любит, тогда такой вариант — витаминный салат. Натереть на крупной терке две моркови и яблоко. Распарить изюм, чернослив, курагу (по 50 г каждого). Смешать, залить сметаной или йогуртом».

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»