16 сентября 2019, 6:32

«Мы из эпохи, когда читать было интереснее, чем жить»

Мы продолжаем наш проект «Буду читать всегда», в котором горожане размышляют о пользе чтения. Можно ли понять «Анну Каренину», прочитав роман в сокращенном варианте?.. Наш собеседник — Александр Чернов, директор Гуманитарного института ЧГУ.

— Александр Валентинович, что для вас чтение? Профессия?

— Я бы выделил основные виды: чтение как поиск информации, чтение как релакс, чтение как приобщение к прекрасному… Все это разные сферы, мотивации, эффекты и техники. Разные основания для выбора. Профессиональное чтение далеко не всегда предполагает выбор по доброй воле. В другом я очень разборчив. Филологическое начало позволяет (или даже заставляет) привередничать и капризничать.

— Молодые считают, что достаточно прочесть «Анну Каренину» в кратком изложении, чтобы понять роман…

— Молодежь стала читать больше, писать больше. Писать в основном благодаря соцсетям и гаджетам. С чтением сложнее. Есть мнение, что подростков возвратила к чтению Джоан Роулинг своим Гарри Поттером. Но узок круг авторов, способных создать целый мир, вылившийся, как сейчас модно выражаться, в экосистему платформ и носителей: книги, фанфикшен, переводы, фильмы, сиквелы, приквелы. Зачем так необходимо читать «Анну Каренину»? Почему не «Сон в Красном тереме» или «Речные заводи», почему не Марка Алданова или Эжена Сю, не Виктора Пелевина или Умберто Эко? Выходим на главный вопрос: а как нужно изучать литературу в школе? Художественный текст как источник знаний? Или как явление искусства? Тот же Лев Николаевич четко разделял свои романы и то, что для него с возрастом стало более важным, — «нравоучительные» тексты. Он же жизни учил в последних. Так же и Гоголь… Значит, изучать романы Толстого следовало бы по правилам искусства, а не только с точки зрения семейного права эпохи. Есть западные практики, где один роман может изучаться полгода. Ученики или студенты воплощаются в героев, разыгрывают сцены, впитывают в себя дух времени и ставят себя на место персонажа. У нас чаще всего задача — ознакомить с большим количеством текстов по списку. Мы, старшее поколение, вышли из эпохи, когда читать было интереснее, чем жить…

— Без книг можно прожить?

— Да простят меня коллеги-филологи, отвечу прямо: конечно, можно. Значительная часть общества так и живет. Исключаем чтение «по работе и учебе». Здесь чтение — это труд. По-моему, все просто: человек читающий получает другое качество жизни. Он не скучает, меньше боится одиночества, ему доступен практически неисчерпаемый и почти всегда безопасный источник удовольствия. Но чтобы получать удовольствие от чтения, нужно овладеть навыками чтения, ну это как с ездой на велосипеде… Примерно как удовольствие от музыки или живописи.

Кому-то дано, кому-то нет. Говорят, человек живет столько раз, сколько языков знает; по аналогии: каждая захватившая вас книга — это дополнительная, пусть и маленькая, но другая жизнь.

— Какие книги вы читаете, перечитываете сейчас?

— Перечитываю скорее в процессе написания статьи, книги или доклада. Не стал окончательным поклонником аудиокниг, но такие масштабные тексты, как «Время Березовского» Петра Авена, «Империя должна умереть» Михаила Зыгаря, «Гумилев сын Гумилева» Сергея Белякова, «Черный лебедь» и «Антихрупкость» Нассима Талеба, за последний год именно прослушал. Потом к некоторым вещам возвращался уже через бумажную или электронную версию…

Ну а «Тобол» Алексея Иванова все же лучше читать в книжной или хотя бы в электронной версии, как и последний детектив Роулинг (псевдоним Роберт Гэлбрейт) «Смертельная белизна». Ну а уж совсем для релакса есть Брендон Сандерсон, Саймон Грин и множество других прекрасных авторов, важно уметь выбрать. Но и ошибиться не страшно, в этом прелесть книги: не нравится — закрыл и забыл. К учебникам, научным монографиям, справочникам и прочему профинструментарию это не относится.

Татьяна Ковачева