15 сентября 2019, 12:59

Преподаватель биологии и обладатель премии Минпросвещения Елена Рамазанова рассказала о своей работе

Учитель биологии из школы № 10 в Череповце Елена Рамазанова получила премию Минпросвещения РФ за достижения в педагогической деятельности — 200 тысяч рублей. В этом году восемь педагогов области удостоены этой награды. Нашим журналистам Елена Рафаэльевна рассказала о себе.

"Я не коренная череповчанка, приехала в наш город, когда распадался Советский Союз, вуз я оканчивала в Ташкенте. Когда я училась в университете, то в педагоги идти даже не мыслила. Меня привлекала наука — биология, генетика. Но пришлось эту идею оставить, когда родился сын, нужно было идти зарабатывать. И вот уже 30 лет я работаю в школе. Одно время мне было интереснее со старшеклассниками, но младшие дети более пластичны, в них можно многое вложить. Для этого я использую разные формы. Мы с детьми ставим спектакли, и они в игровой форме разбирают сложные темы. На уроках люблю пошутить, изобразить что-то в лицах — даже закрытые дети начинают улыбаться, и в игровой и шутливой форме многое лучше запоминается. Конечно, все время шутить нельзя, но при изучении серьезного материала обязательно нужно делать паузы, отдыхать, переключать внимание.
Этой премии не было бы, если бы среди моих учеников не было победителей олимпиад. Я стараюсь вовлекать детей в олимпиадное движение. Подростки, погруженные в это, становятся другими: у них другие сайты, видео, игры, они занимаются делом.

Несколько учеников Елены Рамазановой без вступительных экзаменов стали студентами крупных вузов Москвы и Петербурга.

"Конечно, такого ребенка нужно увидеть и выпестовать. Чаще всего олимпиадниками становятся не отличники и медалисты, а те дети, у которых чертики в глазах. Этих чертиков нужно, как рыбу на наживку, подцепить. И ты ребенку как учитель предлагаешь: вот на уроке мы не успели разобрать, ты сам посмотри, а потом обсудим, что ты нарыл. Потом он приходит — а чертики в глазах остались — и говорит: посмотрел, узнал, а еще у меня есть вопросы. Тогда это твой человек.
С учениками мы делали несколько исследовательских проектов. Я считаю, что проектная деятельность необходима для учеников, чтобы глубже разбираться в предмете.
Например, изучали рыб в водоемах Вологодской области на предмет гельминтов. Есть такое заболевание — дифиллоботриоз, оно вызывается широким лентецом — длинным червем, который поселяется в окуне или щуке. Мы брали для исследования окуней из Рыбинского водохранилища, из Шексны на предмет наличия червей. Они есть. И Вологодская область лидирует по зараженности рыбы дифиллоботриозом, поэтому советую всегда проверять пресноводую рыбу перед тем, как ее покупать.
В этом году мы для экологической олимпиады делали проект по содержанию микропластика в песке на пляжах. Исследовали Ломоносовский, Зашекснинский, Зареченский пляжи и пляж поселка Шексна. Оказалось, что песок на наших пляжах насыщен микропластиком.
Несколько наших проектов посвящено исследованию воздействия эфирных масел календулы, мяты, эвкалипта на плесень и плодовых мушек, которые поселяются на овощах и фруктах. Выяснили, что плесень можно не травить химией, она сама исчезает от воздействия эфирных масел, и мушки тоже не любят запах масла. С детьми мы даже придумали прибор, который источает запахи эфирных масел и распугивает мушек".

Алена Сеничева