15 сентября 2019, 14:34

Как ребенку определиться с выбором будущей профессии?

Старшая дочь Алена пошла в 11-й класс. Выпускной. И естественно, меня волнует то, как она определится с выбором будущей профессии. Одни говорят: мол, чего давить на ребенка, сам решит, его задача.

Но задачу легко решать, когда знаешь условия и ожидаемый результат.

А если нет? Любимые предметы Алены — химия (в большей степени), биология, география. Кем быть? Врачом, фармацевтом, биологом. А если начнешь учиться или окончишь вуз, а потом поймешь, что это не твое? Время потеряно. Лично я вижу свою старшую дочь больше в науке. Возникает вопрос, в какой вуз поступать и где работать после его окончания.

И судя по бурному обсуждению этой темы в социальных сетях, я не одна такая. Многие родители задаются этим вопросом и пытаются помочь своим детям в выборе. И никто не хочет сделать ошибку. Выбирая профессию, ты в какой-то мере выбираешь судьбу. Тут у взрослых не хватает знаний, чтобы дать дельный совет, что уж говорить о детях.

И многие сейчас после окончания школы выбирают техникум или вуз, тыча в заведение как пальцем в небо. Мол, пойду учиться туда, там посмотрим. А нужны профессиональное ориентирование, твердая уверенность и понимание старшеклассника-выпускника «я хочу быть тем-то, потому что». Да, соглашусь, помогать с выбором и определяться нужно не в 11-м классе, когда старшеклассник уже на финишной прямой. А пораньше, классе в 9-м.

Я не знаю, как должны выглядеть эффективные инструменты такой профессиональной помощи. Могу предположить — по цепочке: тестирование, беседы с психологом, информация о том, какие учебные заведения могут дать образование в соответствии со способностями ребенка, есть ли они в Череповце и т. д. Хорошо бы, если бы школьник, тот же девятиклассник, увидел профессию своими глазами. Ну допустим, человек хочет поступать в медицинское училище. По таким предметам, как химия, биология, успевает, и такие качества, как милосердие и желание помогать людям, присутствуют. Пусть в девятом классе идет работать санитаром в больницу, чтобы понять, «мое» это или «не мое». Тогда ему не придется гадать на кофейной гуще после 11-го класса.

Наши дети ведь не обо всех череповецких профессиях имеют представление. Ладно, учитель, врач, продавец — это на виду. А если сталевар, аппаратчик, моряк, летчик, кондитер… Надо объяснять, что это за профессии, чтобы не было потом разочарований и потерянного времени. А то мы напутствуем детей после школы: «Большому кораблю — большое плавание». А кто проложит путь?

Анна Добрякова, универсальный библиотекарь МБУК «Объединение библиотек»