7 сентября 2019, 8:23

Россияне пренебрегают рабочим временем

Больше трети своего рабочего времени россияне посвящают личным нуждам, таким как перекуры и чаепития. При этом работодатели признаются, что пресечь такое положение дел они не в силах, а ужесточение контроля над работниками неэффективно.

Начнем с того, что в последнее время в России все чаще говорят о возможном переходе на четырехдневную рабочую неделю. Как показал опрос ФОМ, эту идею поддерживают 53 % россиян, 34 % не видят такой необходимости и 14 % затрудняются с ответом. Первым о возможности перехода на четырехдневную рабочую неделю заявил в начале июня премьер-министр Дмитрий Медведев.

И вот на полях Восточного экономического форума министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что переход станет возможным при двух условиях: повышении доходов населения и росте производительности труда.

А что у нас с производительностью?

Исследование компании «Этнамед» показывает, что сотрудники российских компаний 35 % рабочего времени, или 14 часов в неделю, тратят на перекуры и чаепития. Основные поводы отвлечься от работы — проверка личной почты (этим занимаются 43 % сотрудников, тратя около 30 минут в день), разговоры и чаепития с коллегами (41 % и около 30 минут), соцсети и чтение новостей (67 %, около часа), разговоры по телефону и поиск в Интернете информации для собственных нужд (87 %, около 40 минут), невозможность сосредоточиться и прокрастинация (10 %, около часа).

Кроме того, большинство сотрудников (80 %) хотя бы раз в год уходят с работы для решения личных дел. Чаще всего — для посещения врача, на втором месте — семейные дела и вопросы, связанные с детьми, на третьем — оформление документов. Сюда же относятся походы по магазинам и посещение автосервисов.

Работодатели признают наличие проблемы, но говорят, что у них нет эффективных инструментов для воздействия на ситуацию. Выговоры, штрафы, жесткий контроль не всегда работают. А когда работодатель начинает ужесточать контроль, у сотрудника возникает еще больший негатив по отношению к нему и становится меньше желания продуктивно работать. В итоге работодатель оказывается в заложниках у самого себя, снижаются обороты, возникает упущенная выгода.

Андрей Савин