2 сентября 2019, 8:29

Выбираем профессию вместе с родителями

Август, дача. В компании друзей – несколько родителей старшеклассников, и разговоры неизменно возвращаются к одной единственной теме: выпускные экзамены, профильные предметы, институт… Горячо спорим, говорим о «месте в жизни», о «самом важном выборе», хотя в компании мало кто смог посвятить жизнь специальности, полученной в институте – тут и менеджер, преуспевший в вебдизайне, и фитнес тренер с высшим строительным образованием, и бывшая домохозяйка, дающая частные уроки рисования. Дети тоже тут – отложили ракетки для пинг-понга и уныло слушают о престижных профессиях военного и логиста, о том, что танцы и режиссура «несерьезные занятия» и «пора уже определяться»…

Перед сном мой пятиклассник тяжело вздыхая сообщил, что «ЕГЭ точно не сдать будет», пора танцы бросать и отправляться на поиски репетиторов, а то «в институт не поступишь»…Пару часов родительского трёпа – и у всех детей тревога и неуверенность в себе!

А ведь для того, чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, самооценку, мечты (!), интересы, темперамент, способности, состояние здоровья, жизненную ситуацию. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться – именно это обеспечивает интерес к учебе в институте на протяжении целых шести лет!

Незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения современных подростков, ведь одним из основных этапов принятия решения о выборе желаемой профессии является сбор необходимой информации о ней. При этом могут возникнуть ошибки и сложности, обусловленные тремя причинами: личностными характеристиками, ролью семьи и влиянием сверстников. Сам подросток в смятении, он податлив чужому влиянию, ему мама ежедневно толкует, как хорошо быть бухгалтером, а все друзья собрались стать менеджерами туристического дела…

Современные школьники, когда их спрашиваешь о планах на ближайшие десять лет, отвечают, что «Будут поступать в Питер», а потом чаще всего уточняют: «Куда-нибудь на экономический». Интересуешься: почему в Питер? Почему на экономический? Мало кто из них способен внятно объяснить, в каком ВУЗе и почему они хотят учиться, чем будут заниматься после института – работу экономиста они представляют себе, в основном, по фильмам российских режиссеров: офис в Москва-сити, костюмы, хорошие машины, переводы со счета на счет крупных сумм…

Огромное значение при выборе профессии играет самооценка подростка – она лежит в основе уровня притязаний, то есть уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Многие ошибки профессионального выбора могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка – он не позволяет в полном объеме выявить и дать характеристику собственного положения.

Часто они ориентированы на профессии высшей категории, «модные» или высокооплачиваемые, которые не соответствуют ни их внутреннему миру, ни способностям – в итоге происходит разочарование.

К примеру, сын друзей в девятом классе «решил стать архитектором» — стал листать архитектурные журналы, рассматривать альбомы, посещать выставки, воодушевился… Папа немедленно отвез его на занятие в рамках подготовительных курсов МАрхИ, а там, оказывается, нужно часами чертить на мольберте проекты, а все ученики и ученицы ходят с толстенными эскизными папками и уже окончили художественные школы…

Оставив эту затею, подросток стал все время посвящать написанию сценариев, решив «поступать на режиссерский»! Прочитал кое-что из Кинга, принялся за «настольные книги сценариста», хотя читать не очень любил…Хорошо, сказал папа, давай посмотрим, какие там вступительные экзамены – и оказалось, что помимо творческих испытаний требуются русский и литература.

Из этой истории видно, насколько важную роль в выборе профессии играет информированность – ведь у подростка на виду и на слуху невеликий выбор специальностей – поэтому ежегодно растет количество никому ненужных специалистов, а истории про пилота, в тридцатипятилетнем возрасте с отличием окончившего университет гражданской авиации, вызывают восторг и умиление.

Что же делать? Изучать мир профессий вместе с подростком, составлять профессиограммы, применять профориентационные методики, вместе анализировать результаты! Именно родитель (а не школьный психолог) способен непредвзято и объективно оценить своего ребенка, долго и внимательно разговаривать с ним, рассказывая обо всем, искать знакомых в интересующей его области и сопровождать, если потребуется, хоть на кондитерскую фабрику, хоть в дарвинский заповедник.

Выбор профессии является таким знаковым действием, которое может сделать человека счастливым, а может омрачить всю его жизнь и расстроить планы – поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детве и юности – начиная с младшей школы, рассказывать о профессиях, делиться информацией, вместе строить планы.

Марина Катышева, клинический психолог проекта «Выбери жизнь» благотворительного фонда «Дорога к дому»