1 сентября 2019, 18:41

Как прогресс опустошает кошельки?

Азы маркетинга: чтобы увеличить продажи, нужно доказать покупателю, что товар ему жизненно необходим. Для этого можно запудрить ему мозги, а можно сделать так, чтобы у него не осталось иного выбора. Вот так и работает современная рыночная экономика.

Тяга к «глупым» телефонам

На дворе — эпоха смартфонов, или «умных телефонов», в которых функция телефона уже давно не единственная и даже не самая важная.

Смартфон — это вся жизнь современного человека. В нем — Интернет и соцсети, карманный компьютер, радио и телевизор, навигатор, фотокамера, банковская карта, сервисы по интернет-покупкам, заказу пиццы, вызову такси. Есть идея «запихнуть» туда и паспортные данные человека, чтобы смартфон окончательно стал неотъемлемой частью его жизни.

По данным исследования Pew Research Center, 59 % опрошенных взрослых в мире владеют смартфонами, 31 % пользуются простыми мобильниками, а у 8 % нет ни того ни другого. По России цифры схожи: 59 %, 37 % и 4 % соответственно.

На этом фоне выглядит странным другое исследование, которое показывает, что с 2017 года в мире снова начали расти продажи обычных кнопочных телефонов, тогда как реализация смартфонов стала падать. Некоторые специалисты склонны объяснять этот тренд бедностью населения. Мол, устаревшие модели телефонов благодаря своей дешевизне позволяют малоимущим хоть как-то общаться. Но не все так просто.

Чайник, лампочки и смартфоны

Немного отвлечемся на бытовые подробности. У моего электрического чайника отвалилась крышка. Это не самый дешевый чайник от известного производителя, подкупивший способностью подогревать воду не только до кипения, но и до любой нужной температуры для разного типа чая: от белого до улуна. Умная и прогрессивная модель, исправно работает до сих пор, но — с отвалившейся крышкой.

Конструкция изначально выглядела сомнительно: массивная крышка держалась на корпусе благодаря двум хлипким пластмассовым штырькам, которые в итоге и обломились. Ремонту это дело не подлежит, зато подводит меня к потребительской дилемме: махнуть рукой и пользоваться искалеченным прибором либо идти в магазин за новым.

Еще в 60-х годах прошлого века американский публицист, известный критик потребительства Вэнс Паккард в своей книге «Тайные манипуляторы» впервые заговорил о таком явлении, как намеренное устаревание товаров. У этого феномена есть два объяснения.

Первое: производители добиваются, чтобы их товар в сознании потребителя стал пережитком прошлого, чем-то, что срочно нужно заменить новым (психологическое устаревание).

Второе: товары делают заведомо недолговечными, чтобы при поломке стоимость ремонта была сопоставима с покупкой нового изделия, либо к моменту рассчитываемой поломки на рынок выпускают новую модель, прекращая обслуживание старой (функциональное устаревание).

Так разгоняется стремление к потреблению, а компании получают прибыль. Известен картельный сговор еще 1920-х годов, когда крупнейшие производители ламп накаливания договорились ограничить срок жизни лампочек одной тысячей часов, дабы стимулировать производство и продажи.

В наши дни в намеренном снижении производительности аккумуляторов своих смартфонов пришлось сознаться руководству известного производителя с надкушенным яблоком на логотипе. Хотя в компании настаивали, что тем самым хотели лишь предотвратить непроизвольное выключение устройства, многие подозревают их в искусственном стимулировании покупок новых смартфонов.

Функциональное устаревание нужно еще доказать, а вот в продвижении психологического устаревания своих товаров указанная компания точно добилась виртуозного мастерства. Недаром выход каждой новой модели ее смартфона сопровождается таким ажиотажем, что он регулярно попадает в ленты новостей.

Вот как это выглядело в прошлом году в Москве: «Утром, к открытию магазина, у его дверей собралось уже порядка двух сотен человек, дежурила полиция и даже скорая. На Тверской можно было наблюдать вполне вокзальную картину: складные стулья, раскладушки, походные рюкзаки. Группа молодых людей уже пару дней ночевала во внутреннем дворе дома — палатки делали из старых коробок».

Назад в прошлое

Самое странное, что с точки зрения макроэкономики искусственное устаревание даже полезно: разгоняется потребрынок, увеличивается производство и ВВП, создаются рабочие места, товары становятся доступными, улучшается качество жизни граждан. Это прогресс, наконец. Зачем вам та же лампа накаливания, пусть даже сверхживучая, если есть современные и экономичные светодиоды?

При этом для многих экономистов не беда, что оно же, искусственное устаревание, способствует увеличению объемов промышленных и бытовых отходов, в том числе токсичных. За все нужно платить. И за все платит конечный потребитель, жизнь которого, по идее, становится все лучше.

Я, как и многие другие сограждане, не достиг того дзена, чтобы ночевать в очереди за новой моделью смартфона, но у меня нет идеи, что делать со своим чайником. Он работает исправно, разве что перед гостями неудобно, когда, наливая чай, обдаешь их горячим паром. Но это пустяки: настоящие сложности возникнут, когда из строя выйдет электроника прибора.

Все блага цивилизации заставляют нас жить как на пороховой бочке. Когда внезапно ломается холодильник, стиральная машина, телевизор, а еще хуже — смартфон, мы чувствуем себя так, словно перенеслись в прошлое.

И неизменно попадаем на деньги, потому что такие расходы мало кто планирует заранее. И тратимся на ремонт или покупку новой техники, порой залезая в кредиты. И меньше всего думаем в этот момент о том, какую пользу сейчас приносим экономике, такой безжалостной, которая делает нашу жизнь лучше. И невольно задумываемся об обычном чайнике, который по старинке греется на плите, и о кнопочном телефоне, батарея которого живет неделями без подзарядки.

Андрей Савин