31 августа 2019, 13:21

Как выбрать кружок или спортивную секцию для ребенка

В каком возрасте родителям стоит записать ребенка в спортивную секцию или танцевальный кружок? Как выбрать правильное направление? Что делать, если ребенок, несколько лет занимавшийся в музыкальной школе, вдруг отказывается ходить на занятия? Эти и другие вопросы, которые часто задают родители, мы адресовали психологу службы правовой и психологической помощи благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь» Екатерине Репиной.

— Екатерина, родительский спор на тему «нужен или нет ребенку кружок» актуален во все времена. По вашему мнению, что дает ребенку внеучебная занятость?

«Дополнительная занятость для детей очень важна, поскольку именно она формирует интересы ребенка. А это необходимо для развития разносторонней, гармоничной личности. Если к подростковому возрасту никакие интересы у ребенка не сформировались, мы видим человека, который лежит на диване, ничего не делает и даже не знает, что бы ему хотелось делать, он и себя-то не понимает. Отмечу еще один момент — с возрастом все сложнее примкнуть к какой-либо группе по интересам, особенно если эта группа уже давно сложилась. А вот стать частью «нехорошего» объединения незанятому подростку куда проще».

— Тогда сразу же возникает вопрос: в каком возрасте ребенка лучше записать в кружок или секцию?

«Формирование интересов у ребенка происходит в возрасте начальной школы. Нередко в секцию, в какое-то творческое объединение приводят и дошколят. Но в этом возрасте у ребенка отсутствует функция целеполагания, то есть нет понимания результата своих действий. И выбор за него делают родители. К сожалению, часто бывает так, что взрослые реализуют на своих детях собственные амбиции. Почему это плохо? Да потому, что мнение и интересы ребенка не учитываются. Мама мечтала в детстве танцевать в балете, но не получилось. Она ведет ребенка в балетную студию, совершенно не считаясь с природными данными и наклонностями своего чада».

— Но с другой стороны, детсадовец не всегда может сказать, чем он хочет заниматься: играть в шахматы или конструировать. Как сделать правильный выбор?

«Огромную роль в этом играют родители. Они должны проявить гибкость. Чем больше вариантов попробует ребенок, чтобы понять, какое именно направление (одно или несколько) ему интересно, тем лучше. Как правило, в дошкольном возрасте определенные наклонности, способности уже проявляются. Один ребенок хорошо и с желанием рисует, другой дальше всех бросает мячик, третий обожает читать стихи, выступает на утренниках в детском саду… У каждого человека есть определенные способности, которые даны нам от рождения. Их необходимо развивать. И задача родителей — создать условия, помочь ребенку развить задатки, которые у него есть. Сейчас в городе очень много различных видов внеучебной занятости для детей, есть возможности получения сертификатов для бесплатного посещения секций, кружков. Подчеркну: развивать ребенка очень важно. Нередки случаи, когда хобби, увлечение становится профессией, делом всей жизни. Но это должны быть интересы ребенка, а не нереализованные амбиции его родителей. Проще говоря, дайте сыну или дочери заниматься тем, что ему нравится, что получается, а не тем, о чем мечтали взрослые в своем детстве».

— Екатерина, довольно часто родители жалуются, что ребенок вдруг теряет интерес к своему увлечению и отказывается продолжать занятия в спортшколе или танцевальной студии. Какую позицию стоит занять?

«Существенную роль играет возраст: чем старше ребенок, тем больше необходимо учитывать его мнение. В любом случае следует выяснить причины, которые побудили ребенка принять такое решение. Иногда бывает, что возникло недопонимание с преподавателем, тренером или с кем-то из ребят. Причем зачастую речь идет об единичном случае, мелочи, на которую ребенок (особенно если он находится в подростковом возрасте) отреагировал слишком бурно. Мудрая мама должна помочь ему спокойно «разрулить» возникшую ситуацию, чтобы ребенок продолжал заниматься любимым делом. Очень важно проговаривать ситуацию, иначе история может повториться и в другом коллективе, куда перейдет ваш сын или дочь. Более того, на этом примере можно научить ребенка, как решать конфликтную ситуацию, показать, как это делается, то есть привить ему социально-коммуникативные навыки. Возможна и другая ситуация, когда причина отказа ребенка продолжать посещать кружок или секцию кроется в бесперспективности. Проще говоря, он понимает, что уже третий год стоит на позиции в третьем заднем ряду и вряд ли когда-то станет ведущим танцором. У ребенка отсутствует мотивация к занятиям».

— И что делать в этом случае?

«Конечно, все решается индивидуально, стоит все обговорить с ребенком. Если мама придерживается позиции, что у чада должна быть дополнительная занятость помимо уроков, она должна четко ее обозначить. «Не хочешь ходить на танцы? Переходи в бассейн (на лепку, шахматы, в цирк и так далее), но будь добр заниматься полезным делом хотя бы до конца учебного года». Родители должны уметь договариваться с ребенком, предоставлять ему право выбора, но на определенных условиях».

— График занятости некоторых детей настолько плотный, предусматривает такую нагрузку, которая не по силам многим взрослым. Как найти золотую середину, чтобы ребенок был занят, но у него оставалось время и силы для отдыха, личных дел?

«В семье, где родители гордятся, хвастают тем, как плотно занят их сын или дочь, к ребенку относятся как к объекту. А дети, боясь потерять любовь мамы или папы, делают все возможное, чтобы доставить им удовольствие. И ходят на кружки, занятия, секции, пока не слягут с серьезным заболеванием вследствие переутомления и больших нагрузок. Но есть дети, которые сами просятся записать их и в цирк, и на танцы, и на ментальную арифметику. Вспомните стишок Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота…», он как раз про таких активных детей. В этом случае родителям стоит помочь ребенку распределить нагрузку так, чтобы дополнительная занятость не была в ущерб учебе. Мама садится с сыном и обсуждает возможные варианты. И это позиция, когда в семье ребенок выступает не объектом, а субъектом, когда к его мнению прислушиваются и помогают решать возникающие трудности».

Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»