29 августа 2019, 17:13

Что должен знать и уметь первоклассник?

Первый раз в первый класс… Это волнительно не только для детей, но и — пожалуй, даже в большей степени — для их родителей. На что (или кого) обратить внимание, выбирая, в какой класс пойдет ребенок? Обязательно ли проходить подготовительные курсы и вообще уметь читать-писать? Наши журналисты искали ответы на эти и другие вопросы.

Нужные навыки. Что должен уметь ребенок, идущий в первый класс? Об этом мы поговорили с Ольгой Котиной, учителем начальных классов школы № 17. За плечами у Ольги Николаевны 34 года педагогического стажа.

«Если говорить об общем развитии, то ребенок должен знать свою фамилию, имя, отчество, знать по именам родных и близкое окружение семьи, места работы родителей, домашний адрес; должен знать культуру общения — уметь здороваться, благодарить, использовать вежливые слова. Знать названия животных, отличать птиц от рыб и зверей, кусты от деревьев и трав, овощи от фруктов, различать времена года и знать дни недели. Если говорить о математике, то надо уметь считать до десяти и обратно, сравнивать предметы по количеству, длине и ширине, называть простые геометрические фигуры. В первом классе ребенку будет намного проще, если он до школы научится читать, выучит наизусть несколько стихотворений, сможет пересказать простую сказку и составить историю по картинке. Для развития мелкой моторики надо, чтобы ребенок больше рисовал, лепил, работал с конструктором, умел застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Вообще, хотелось бы сказать, что, развивая умственные способности ребенка, родители не должны забывать о физических. Но следует помнить, что ребенка нельзя лишать детства, все вышеперечисленное надо развивать через игру, без фанатизма, а еще важно объяснить ребенку, что учеба в школе — это возможность каждый день узнавать что-то новое и интересное».

— Предварительная подготовка к школе — обязательное условие или просто рекомендация?

«Рекомендация — чтобы самому первокласснику было проще. Речь необязательно о курсах, сейчас хорошую подготовку дают и в садиках. Часто детей готовят родители или бабушки-дедушки. Хотелось бы отметить, что надо учить ребенка писать печатными буквами, а не письменными. Если у ребенка есть желание читать — замечательно; если нет, постарайтесь хотя бы в игровой форме поучить буквы и звуки. Сейчас большинство программ и ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты — прим. авт.) ориентируют на то, что ребенок, приходя в школу, должен уметь читать. Но если не умеет — это не катастрофа. В конце концов, школа нужна именно для того, чтобы учить».

— Много ли детей, не умеющих читать, приходит в первые классы?

«Намного меньше, чем раньше. В основном все умеют».

— У вас было уже восемь или девять наборов классов. Как за это время изменились первоклассники?

«Они, конечно, намного раскрепощеннее, не боятся общаться с учителем, задают больше вопросов, и это хорошо. Очень много любознательных детей. Например, в нашей школе они уже с первого класса начинают заниматься различными проектами, научными работами, ездят на конференции, конкурсы. Мне кажется, что сейчас дети намного интереснее и развитее, чем 10 лет назад».

Ученики Ольги Николаевны регулярно и успешно участвуют в различных научных конференциях и конкурсах, включая всероссийские и международные. Департамент образования области не первый год поощряет ребят поездкой в лагерь «Артек».

— Большинство детей отлично ориентируются в информационных технологиях, Интернете, гаджетах. Это плюс или скорее минус?

«Плюс, но родителям нужно следить, чем именно интересуется ребенок, и ограничивать время использования гаджетов. Но все равно любовь к книге должна пересилить. Надо приучать детей к чтению, это действительно острый вопрос».

Как выбрать. Понятно, что у первоклассников есть период привыкания к школе. А есть ли адаптационный период у родителей?

«Я считаю, что да, ведь первый класс —начало нового этапа в жизни ребенка, — говорит Ольга Николаевна. — Родителям надо запастись терпением. Если есть трудности, можно обратиться к психологу (во всех школах сейчас есть психологи), поговорить с учителем, почитать специальную литературу».

— Какие адаптационные сложности у родителей возникают чаще всего?

«Чаще всего они переживают, справится ли ребенок с учебной программой».

— Сейчас есть возможность выбирать, в какой класс пойдет ребенок,  — по сути, выбирать программу и выбирать педагога. На что ориентироваться — выбирать прежде всего программу или учителя?

«На самом деле учебные программы не настолько радикально отличаются друг от друга, больше отличаются школы: где-то углубленно изучаются одни предметы, где-то другие. Так что выбирать лучше школы в соответствии со склонностями, которые родители видят у ребенка; также стоит прислушаться к рекомендациям психологов, если дети проходили такое тестирование. А выбирать именно педагога, наверное, не стоит. Мы тоже были молодыми специалистами, когда пришли в школу. И молодые учителя, которые приходят сейчас, ни капли не хуже тех, у которых уже есть опыт. У них горят глаза, они энергичные, им все интересно, и детям с ними интересно тоже».

— Вы работали и в четырехлетней начальной школе, и в трехлетней. Какая система, на ваш взгляд, лучше?

«Наверное, равноценно. Но, думаю, учиться четыре года — более комфортно и спокойно, хотя бы потому, что сейчас больше предметов».

— Дети с первого класса пользуются рабочими тетрадями. Они впрямь так нужны?

«Да, там развивающие задания и задания, с помощью которых ребенок закрепляет знания. Раньше таких тетрадей не выпускали и ученикам приходилось тратить больше времени — самим или вместе с родителями, скажем, клеить аппликации, делать рисунки. Я до сих пор храню свой школьный дневник по природоведению, так что знаю, о чем говорю. А в нынешних тетрадях уже есть все необходимое, поэтому экономится и время на уроке, и время у родителей дома».

Самостоятельность. Готовя этот материал, мы не могли не поговорить с мамами будущих первоклассников, тем более что одна из них, Валентина Лелина, работает в нашей редакции. Ее сын Алексей пойдет в 1 «Е» класс школы № 41.

«В садике Алеша прошел все этапы подготовки к школе, от счета до чтения. Он понимает, что со школы начнется более самостоятельная жизнь. Он уже многому научился в плане бытовой самостоятельности. Например, сам закрывает входную дверь, пользуется микроволновкой, готовит бутерброды, может постирать носки и т. д. Это ему пригодится, ведь он будет приходить домой из школы, когда взрослые еще на работе.
Чтобы настроить его на серьезное отношение к учебе, я сделала ему рабочее место в комнате. Купила письменный стол, шкаф под книги, настольную лампу, кресло. Украшал он свое рабочее место сам — повесил любимую фотографию, плакаты с мотоциклами, расставил книги.
Я пожалела, что не купила заранее форму. Правильно говорят: готовь сани летом, телегу — зимой. Цены на школьную одежду перед началом учебного года выросли существенно. Знаю, что многие знакомые покупали вещи через интернет и обошлось дешевле.
Думаю, в следующий раз тоже попробую так. В целом, я поняла, что мне самой надо учиться рационально использовать деньги: составлять список, больше интересоваться у знакомых, посещать разные сайты, чтобы узнать, где вещи дешевле.
Но главное, чтобы 1 сентября запомнилось ребенку как праздничный день, с которого начинается дорога в мир знаний».

Агата Волевач, которая вот-вот станет первоклассницей школы № 9, научилась читать еще в пять лет и успешно освоила счет, однако подготовительные курсы к школе тоже посещала (они проходили в той школе, в которой, как предполагалось, девочка будет учиться).

«Месяца через полтора после начала курсов она стала осознавать, что такое школа, для чего надо делать домашние задания, выучила и соблюдала свой график, — рассказывает Светлана Волевач,мама Агаты. — Она сама стала отслеживать: «Завтра четверг — у меня занятия с психологом», «Завтра суббота — надо идти в школу». Мне это очень нравилось. Курсы длились четыре месяца, дети приходили два раза в неделю — в один день занимались с психологом, в другой были занятия (чтение, математика, окружающий мир, каждое по 30 минут). Она поняла, что такое школа, что там нельзя вести себя как в садике».

Все лето Агата отдыхала, набираясь сил перед учебным годом.

«Сейчас я не заставляю ее делать ничего, что связано с учебой. Я говорила с психологом, с учителем начальных классов, они сказали, что в начале учебного года всегда заложено полтора месяца на то, чтобы ребенок адаптировался к школе».

Еще Светлана Волевач отметила:

«Мне очень нравится, что в этой школе они будут писать перьевой чернильной ручкой, как раньше писали мы. Это очень хорошо и для почерка, и для развития моторики, и для развития мозга».

— Вы покупали к школе что-то помимо непосредственно школьного набора? Например, некоторые родители в связи с началом учебы покупают детям телефоны.

«Я отдам ей свой прежний телефон. Но я сразу предупредила, что, во-первых, на телефоне не будет интернета (это моя принципиальная позиция), во-вторых, это только для экстренных случаев».

Лев Малахов в этом году станет учеником 1 «А» класса школы № 19. В ноябре ему исполнится восемь лет. По закону родители имели право решать, отдать его в школу в год семилетия или на следующий год. После долгих обсуждений выбрали второй вариант.

«Я намеренно продлила детство ребенку, — говорит мама мальчика Елена Малахова. — Интеллектуально он был готов к школе в прошлом году, но психологически еще не был. Кроме того, хотелось, чтобы у сына был полноценный выпускной из садика, вместе с одногруппниками. В моем окружении много семей с детьми, которые учатся в младших классах. Я вижу, что очень часто мамы, отправляющие шестилетних детей в школу, во втором классе начинают жаловаться: ребенок не учится, не справляется и так далее. А ребенок, по сути, первоклашка во втором классе, он только-только готов к школе, а требования уже не как для первого года».

— Вы наводили справки о педагоге, прежде чем решить, в какой класс пойти?

«Да. Педагог у нас очень хорошая, я с ней уже виделась, она оставила очень приятное впечатление. С большим опытом; видно, что требовательная, без лишних сюсюканий. О ней много хороших отзывов».

На вопрос о покупке «помимо непосредственно школьного набора» Елена ответила, что подумывает купить так называемые умные часы — по ним можно позвонить, а еще они передают сигнал, который показывает точное местонахождение ребенка.

«С точки зрения безопасности это очень удобно. Понятно, что первое время я его буду провожать и встречать, но дальше ему все равно придется привыкать к самостоятельному посещению школы, а дети часто теряют контроль времени, могут загуляться, заиграться во дворе с ребятами или уйти в парк рядом».

Лева хочет в школу настолько, что заразил своим желанием и младшего брата, тот уже сам ждет, когда ему будет семь лет и он тоже пойдет в первый класс.

«Мы готовим Леву к этому, для нас начало школы — праздник, но мы не накручиваем ребенка, чтобы нетерпение не перешло в тревогу».

Мы спросили у Левы, не боится ли он идти в школу. Он признался, что немного боится, потому что думает, что будет сложно учиться. Но тут же добавил: если захотеть и стараться, все получится и можно стать круглым отличником.

— Почему ты хочешь в школу?
— В школу хочу, потому что я там узнаю очень много нового.
— О чем?
— О новых профессиях, о разных животных. И еще у меня там будут новые друзья.

Когда класс становится коллективом?

«Обычно первоклассники притираются другу к другу и превращаются в настоящий коллектив за первую четверть, — говорит педагог Ольга Котина. — Кто-то вместе с кем-то уже ходил в садик, кто-то — на подготовку, кто-то живет в одном дворе. Учитель всегда старается, чтобы дети сплотились. Вдобавок с детьми раз в неделю работает психолог. Поэтому, если у ребенка в классе изначально не было знакомых, родителям не надо волноваться: уже через месяц он всех будет знать, привыкнет и к коллективу, и к требованиям учителя. В первый год школа дает ребенку социальные навыки, возможно, даже в большей степени, чем новые знания».

Сложно обобщить, в какую сумму обходится подготовка к школе. Во многих семьях остались вещи от старших детей или что-то подарено родственниками, поэтому покупается не весь набор. А у тех, кто все покупает с нуля, тоже разные финансовые возможности. Скромный в плане цены канцелярский набор можно приобрести за 600 — 1000 рублей. Родители говорят, что наиболее дорогостоящая покупка — это мебель для школьника, если таковой дома еще нет. Письменные столы у нас в городе можно купить за 2 — 4 тысячи рублей. Один стул, причем не то чтобы сильно «навороченный», стоит порядка 2 тысяч рублей.

Елена Бжания, Валентина Лелина, газета «Голос Череповца»