26 августа 2019, 8:50

Ваш ребёнок — свободный или ненужный?

Последнее время детей на консультацию к психологу все чаще сопровождают достаточно успешные родители: у них всё получается, они красивые и спортивные; они ведут здоровый образ жизни, работают... А вот их дети предоставлены сами себе.

О да, многие родители объективно очень заняты — бывает некогда позвонить домой, не говоря о том, чтобы вместе с ребёнком делать уроки. Появилось много оправданий: работа, например. Или мамы вполне серьёзно говорят: «Я тоже человек, я должна устраивать свою судьбу!» Но Ваш ребёнок — это разве не судьба?

Это прекрасно: карьера, высокий доход, новые возможности... Но родители все чаще стали позволять себе игнорировать ребенка, перекладывать ответственность на школу, давать чрезмерную свободу детям. Конечно, ребёнок должен быть свободным, но вот в чём вопрос: он у вас свободный или ненужный?

Ребёнку нужен постоянный сигнал, что папе и маме интересно знать о его успехах в школе. А если родители не проявляют интереса, не помогают с мотивацией к учебе, то они как воспитатели здорово проигрывают. В последние годы просьба педагогов уделить внимание учебе ребенка воспринимается родителями, как нечто сверхъестественное, но ведь есть вещи, которые действительно ученику не сделать без родителя: найти репетитора, купить нужную книгу, разобраться со сложной темой.

Родители стали позволять себе игнорировать интересы ребёнка.

Многие дети, с которыми я общаюсь, называют себя интровертами, «социофобами». На самом деле интровертами они были не всегда, просто в детстве они пытались поделиться с мамой и папой своими секретами и тут же выяснили, что это никому не интересно (услышали в ответ «некогда», «отстань» и «не морочь мне голову»). Отсюда у них появилась привычка переживать всё в себе и убеждение, что они сами, а их проблемы тем более, никому не нужны.

Внимание, принятие, доверие – вот что должны получать дети от родителей в первую очередь. Если родители равнодушны, игнорируют ребенка, то у него, естественно, подрывается доверие к жизни в целом и к людям в частности. Такие дети страдают коммуникативными проблемами: им сложно подойти к другому, что-то сказать, донести свою мысль, выразить эмоцию и в результате сложно себя реализовать. А почему? А потому что они уже подходили десять лет назад к маме, а та недвусмысленно высказалась по поводу неуместности и глупости их вопроса, отправив «играть дальше». И сделала она это много раз. Теперь ребенку 15, и ясно, что у него даже мысли не возникает о доверительном общении с кем бы то ни было.

Если не хотите, чтобы психотравмы были у ваших детей, ведите себя так, чтобы через вас они ощутили доверие к жизни. Будьте если не рядом, то доступны, чтобы вам всегда можно было позвонить, чем-то поделиться, спросить. А если ребенок вам что-то рассказывает, старайтесь его не перебивать и не давать советов, а просто выслушивать.

Марина Катышева, медицинский психолог благотворительного фонда «Дорога к дому»