22 августа 2019, 9:00

Зависимость от гаджетов и интернета. Как определить и избавиться

Тема интернет – зависимости не теряет свою актуальность, а количество детей с интернет и гаджет-зависимостью увеличивается.

Мы росли совсем в другое время. У нас нет детского опыта общения с помощью смартфонов и компьютеров. И так как наши родители не вытаскивали нас из-за компьютера, несмотря на бурные протесты, это не входит в нашу внутреннюю родительскую модель. У нас нет знаний о том, что нужно делать в подобной ситуации. Впервые перед нами стоит задача, с которой не поможет справиться опыт прошлых поколений. Поэтому приходится часто приходить ко всему опытным путем.

Недавно в интернете появилась даже азбука нового поколения, поколения детей, для которых Я – это «Яндекс», О — «Одноклассники», а Ъ – «КоммерсантЪ».

Если сравнивать интернет зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Не компьютер, не интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Существует так называемый зависимый тип личности и люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать «нет» из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях.

К интернет зависимости склонны подростки с социальной дезориентацией, которая выражается в низкой самооценке, в избегании проблем и ответственности, в попытках отвлечься от какой-либо другой зависимости. Также социальная дезадаптация характеризуется узким кругом общения, не умением высказать, поделиться своими переживаниями, не достатком близких отношений, импульсивностью, не умением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность. Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества.

Интернет зависимости, как и другим видам зависимостей подвержены люди любого возраста. Вместе с тем, большинство исследователей, и я с ними согласна, отмечают, что наиболее часто интернет зависимость встречается в подростковом и студенческом возрасте. Это связано с тем, что молодые люди пытаются определиться со своим местом в окружающем мире. Они задают себе «общемировые» вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Это вопросы, ответы на которые очень трудно дать и некоторые могут быть найдены в киберпространстве. В процессе взросления человек знакомится с различными аспектами интимных отношений, в особенности с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать чувство принадлежности группе. Все эти отношения являются важной частью идентификации личности. Компьютер и кибер-пространство предоставляет ему неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям.

В результате использования компьютера возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности — одну из базовых в системе потребностей человека. Так как чувствительность к опасности и стремление к безопасности повышается именно в юношеском возрасте, то стремление уйти, «сбежать» от опасности в компьютерный мир, или наоборот, лицом к лицу встретиться с опасностью, например, в компьютерной игре и отреагировать свой страх, увеличивает риск возникновения компьютерной зависимости у студентов. Но, так как бегство в иллюзорный, компьютерный мир является неконструктивным способом защиты, то и отношение к опасности в реальной жизни у подростков становится неадекватным, не соответствующим реальному положению, что в конечном итоге создает угрозу их психическому и социальному благополучию.

Что можно рекомендовать родителям, если зависимость еще находится в стадии формирования.

«Разгрузочный день»

Установите семейное правило: один день в неделю проводить без компьютера и гаджетов. Договоритесь, что в этот день гаджеты не включаются вообще, причем это касается всех членов семьи. Лучше всего выбрать для этого выходной день и посвятить его совместному досугу. Неважно, чем вы будете заниматься – пойдете в кино, на выставку или в гости, поедете на пикник или на дачу, главное – вы проведете этот день вместе за интересным занятием. Это не только даст возможность детскому организму отдохнуть от электроники, но и укрепит семейные отношения.

Ограничения и правила вместо запретов

Договор с ребенком об определенном времени.

Альтернативный вариант замены. Предложите ребенку «продолжение» мультиков, игр в совместной реальной игре или времяпровождении.

Медиадневник.

Часто мы недооцениваем количество времени, проведенной у экрана. Процесс заполнения такого дневника всего неделю позволит узнать много нового. Времени на заполнение — пару минут в день. Здесь важно оставаться честным с самим собой: учитываются каждые 5 минут.

Пора устанавливать ограничения. Как сделать это правильно?

Шаг 1. Устанавливаем ограничение. Самое безопасное время – 2 часа. Но если в настоящее время ребенок проводит за компьютером, например, 5 часов, то сократите это время до 4-х часов в течение месяца. Предложите ребенку список идей, занятий, которыми он может заполнить образовавшийся вакуум. Можно достаточно гибко подходить к экранному времени. Главное – чтобы правила были!

Медиачасы. Очень хорошо, если бы ребенок спрашивал разрешения включить компьютер. Как только эта привычка утрачена, трудно сделать так, чтобы это снова вступило в силу. Потому что если ребенку нужно спрашивать разрешение, он быстрее начнет ценить медиавремя и отличать его от других занятий. Перед тем, как включает комп, договоритесь, сколько времени он за ним проведет. Вы можете поставить таймер. Если играет, а время заканчивается, позвольте завершить, сохранить игру, чтобы он остался доволен своими достижениями. Поместите таймер рядом с компьютером. Дайте сигнал перед тем, как нужно будет выключать, например: «Осталось 5 минут».

Главное – придерживайтесь того времени, на которое вы договорились. Выдержите это. Говорите твердое нет на просьбу: «Ну еще 5 минууут». Глубоко вдохните, дождитесь, пока момент сопротивления пройдет. Будьте готовы, что выльет на вас разочарование, злость. Нужно переждать это. И хорошо бы сказать, что да, конечно ты злишься и расстроен, потому что тебе хотелось играть, но мы договорились. Проговорите это. Не бойтесь, что ребенок начнет скучать. Часто детское творчество проявляется во всей красе именно когда они скучают и ищут, чем себя занять. Ребенок должен иногда скучать.

Короткие промежутки времени. Чем дольше ребенок сидит за компьютером, тем труднее его оттащить от него. За компьютером полчаса, например, вполне достаточно, чтобы закончить игру или перейти на другой уровень. Хорошо, если каждые полчаса вы будете стимулировать ребенка обратить внимание на что-то другое, хотя бы на 5 минут.

Экраны в спальне. У детей младше 12 лет в спальне не должно быть телевизора.

Прием пищи за компьютером должно быть особым поощрением, а не нормой.

Ограничьте время у компьютера с утра. Не разрешайте ребенку сидеть у экрана перед тем, как ложиться спасть, или, тем более, после отбоя.

Перехода экран – кровать не должно быть. Ребенку нужно время, что бы успокоиться.

Убедитесь, что в вашем доме есть периоды времени, когда компьютер, телевизор, гаджеты выключены. Не должно быть постоянного фонового изображения.

Если же все предпринятые попытки не увенчались успехом, обращайтесь к специалисту.

По материалам Ольги Кульневой, клинического психолога проекта «Выбери жизнь»