21 августа 2019, 8:35

Чего стоит остерегаться при безналичном расчете?

«Купила платье на ярмарке. Наличных денег на руках не было. Продавец предложила перевести деньги на ее карту по телефону. Я и перевела», — рассказала нам Евгения и попросила объяснить, чего стоит остерегаться при безналичном расчете.

На ярмарках далеко не у всех продавцов бывает контрольно-кассовая техника. Продавец просит перевести деньги по телефону на его карту. Это законно? Прежде чем ответить на этот вопрос, расскажем историю нашей читательницы.

«На ярмарке купила летнее платье за 1800 рублей. Наличных денег у меня не оказалось, — рассказывает Евгения. — В последнее время я все чаще пользуюсь пластиковой картой. Удобно. Но у продавца не оказалось кассы. Она предложила перевести деньги по телефону на ее пластиковую карту. Я и перевела. Дома платье примерила, оно мне не подошло. На ярмарку возвращаться не стала, чека ведь у меня на руках нет. Сама виновата. Расскажите, пожалуйста, в каком случае безопасно рассчитываться картой, а в каком нет? И можно ли было обменять платье на другое или на деньги?»

Комментируют специалисты Межрайонной ИФНС России № 12 по Вологодской области:

«Оплата заказа (товаров, услуг) путем перечисления денег на пластиковые карты продавца является незаконной. Фактически пластиковая карта принадлежит продавцу — физическому лицу. Согласно нормам российского законодательства, при оплате товаров (услуг) денежные средства должны поступать на расчетный счет организации (индивидуального предпринимателя). Законный платеж должен облагаться налогами. А переводы частному лицу чаще всего остаются скрытыми, тем самым провоцируя уход бизнеса в тень».

Ну что ж, здесь все понятно. Во-первых, сам покупатель рискует, переводя деньги на карту продавца как физического лица. Чека нет, никаких других платежных документов тоже. Продавец свободен от обязательств. Во-вторых, это незаконно, поскольку продавец не платит налогов. Значит, денег недополучит наша казна. Часто в зону риска попадают и те, кто делает покупки в сети Интернет и переводит деньги с карты на карту. Здесь есть риск получить некачественный товар, после чего продавец исчезает.

Можно ли вернуть товар? Отвечает Павел Климшин, главный специалист — эксперт территориального отдела Роспотребнадзора:

«В соответствии со статьей 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на обмен вещей или возврат денег, если товар не подошел. К примеру, не устроил фасон, размер, внешний вид. Нужно сохранить чек, ярлыки, бирки и товарный вид вещи».

В законопослушных магазинах Череповца с этим проблем нет. Для примера.

Рассказывает наша читательница Наталья: «Купила полупальто за 6750 рублей. Рассчитывалась картой. Дома примерила — не подошло по размеру. На следующий день вещь сдала. Продавец без разговоров вернула деньги».

Все по закону.

Татьяна Ковачева