10 августа 2019, 9:01

Как правильно жаловаться на управляющую компанию?

Отношения собственников жилья с управляющими компаниями в многоквартирных домах не всегда складываются гладко. Скорее, наоборот. Конечно, лучший способ решить ситуацию — конструктивный диалог. Но он, бывает, не получается. Что тогда делать? Куда, кому и как жаловаться? Многие годы граждане несли свои жалобы в местный муниципалитет. Но сейчас забота о домах переложена полностью на собственников квартир. Хотя, конечно, контролирующие органы остались. В первую очередь это Государственная жилищная инспекция, а уже далее прокуратура и суд.

Жилинспекция.

Сложилось мнение, что жаловаться в прокуратуру или другие правоохранительные органы эффективнее, а потому многие спешат пойти именно туда. Однако это не так. После рассмотрения заявления сотрудники прокуратуры в большинстве случаев его перенаправляют в инстанции «по профилю». Чаще всего — в Государственную жилищную инспекцию. А туда гражданин мог обратиться и напрямую, не теряя время.

На что можно жаловаться в жилинспекцию?

Она может проверить и в случае выявления нарушения выписать предписание его устранить, если УК не исполняет нормы и требования, установленные к ее деятельности различными нормативно-правовыми актами.

Если вы считаете, что управляющая компания нарушила ваши права, или оказывает услуги ненадлежащего качества, или вообще бездействует, то смело подавайте жалобу в Госжилинспекцию.

Сюда относятся жалобы на:

— систематическое отсутствие горячей или холодной воды,
— проблемы с отоплением,
— некачественное содержание придомовой территории,
— затопление подвалов и протечки кровли (произошедшие из-за действий или бездействия работников управляющей компании),
— ошибки при расчете размера платы за услуги,
— отказ УК осуществлять текущий или капитальный ремонт, а также оказывать другие услуги, прописанные в договоре на обслуживание дома.

Когда можно жаловаться в жилинспекцию?

Подчеркнем, что обращение в ГЖИ следует только после того, как не удалось урегулировать ситуацию самим в переговорах с УК. И это обязательно должно быть зафиксировано документально. Например, нет реакции на ваши жалобы, зарегистрированные в УК, либо предпринятые меры вас не устроили. Стоит учитывать, что обязанность доказать те обвинения, которые вы выдвигаете в подаваемой жалобе, ложится на вас.

Что писать в жалобе?

Будьте готовы к тому, что в жалобе обязательно пишутся сведения о гражданине, ее подающем. Необходимо указать Ф. И. О., адрес регистрации и фактического проживания, а также контактный телефон. Там же должно быть подробное описание нарушений, допущенных управляющей компанией. По возможности обозначьте, какие конкретно пункты заключенного с управляющей компанией договора она нарушила, четко изложите список требований. В заявлении делайте ссылки на конкретные нормативно-правовые акты. Также приведите весомые доказательства правомерности выдвигаемых вами требований и претензий. В качестве таких доказательств могут выступить заключения независимых экспертов, а также различные справки. Обязательно следует приложить копии подаваемых в УК жалоб и ответов на них. Отдельно укажите полный перечень документов, которые вы решили приложить к подаваемому заявлению. Разумеется, заявление должно быть скреплено вашей собственноручной подписью и содержать указание на дату и место его составления.

В случае если заявление подается от группы граждан, то в нем необходимо назвать адрес и полные контактные данные только одного из заявителей. Но все, кто подписал такую коллективную жалобу, обязаны расшифровать подпись, указав свои Ф. И. О.

Без убедительных доказательств правомерности выдвигаемых вами претензий Государственная жилищная инспекция может оставить такое заявление без рассмотрения либо отказать в удовлетворении ваших требований. В этом случае у инспекции просто отсутствуют законные основания для проведения внеплановой проверки и возбуждения административного производства (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Как писать жалобу?

Накопленный опыт говорит о том, что в жалобе следует излагать проблему как можно более четко и вместе с тем коротко. Не лишним будет ваше предложение по решению сложившейся проблемы. Текст жалобы должен быть выдержан в официально-деловом стиле, не следует пытаться в нее уместить все проблемы сразу: лучше указать не более трех, а на остальные напишите другую жалобу. Хотя, возможно, это не потребуется, если после первой УК «возьмется за ум».

Кстати, жилищная инспекция вправе не принять подаваемую гражданином жалобу либо оставить ее без рассмотрения, если она написана от руки неразборчивым почерком. Также отказ бывает в случае, если в жалобе содержится вопрос, который вы ранее задавали ГЖИ и на который вам был дан надлежащий ответ. Та же судьба ждет вашу жалобу, если в ней использованы нецензурные выражения либо угрозы в адрес Государственной жилищной инспекции. Если вам самим затруднительно выполнить все эти требования, то можно привлечь к составлению жалобы профессиональных юристов.

За неисполнение предписания Госжилинспекции управляющая компания решением суда может быть оштрафована на существенную сумму. Также ГЖИ может инициировать процедуру лишения УК лицензии на управление домом.

Прокуратура.

Есть ситуации, когда с заявлением нужно сразу идти в прокуратуру. Это делается, если ваша проблема связана:

1) с финансовыми нарушениями, допускаемыми управляющей компанией;
2) с обоснованными подозрениями, что руководство УК занимается расхищением вверенных ему средств;
3) с подозрением в нецелевом или необоснованном использовании денежных средств, получаемых УК.
Также в компетенции именно прокуратуры рассмотрение ситуаций, когда работники УК проявили халатность при выполнении своих должностных обязанностей, в результате чего вашему имуществу, жизни и здоровью был причинен вред.

Суд. Часть вопросов можно разрешить в суде, поскольку основанием для получения вами коммунальных услуг является заключенный с управляющей компанией договор и все возникшие в процессе его исполнения отношения между вами и УК регулируются Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей». С судами также есть нюанс:

— рассмотрение исков на сумму менее 50 тысяч рублей находится в компетенции мировых судов;
— если сумма иска превышает 50 тысяч рублей, то подавать его следует в суд общей юрисдикции.
Исходя из норм, установленных в статье 133 ГПК РФ, ваш иск должен быть рассмотрен судом в течение пяти дней.

Для справки

Куда писать и где искать?
Государственная жилищная инспекция Вологодской области в Череповце располагается по адресу: ул. Металлургов, 42. Телефон отдела жилищного контроля 25-35-12.
Прием обращений в инспекцию от граждан осуществляется также в письменной форме путем подачи заявления (в произвольной форме) по адресу электронной почты: 725528@gov35.ru.
Личный прием граждан по предварительной записи ведут начальник инспекции, заместители начальника инспекции в Вологде по адресу: ул. Предтеченская, 19, каб. 230 (каждый первый и третий понедельник месяца с 14.00 до 16.00).
Юристы инспекции ведут бесплатный прием граждан каждую среду и четверг с 15.00 до 17.00 также в Вологде на ул. Предтеченской, 19, каб. 232, 227а, 233.

К сведению
Что может жилинспекция?
В компетенцию Государственной жилищной инспекции Вологодской области входит:
а) проверка правомерности решений, принятых общим собранием собственников МКД, по вопросам, указанным в п. 2 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ;
б) проверка соблюдения установленных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию (в том числе обеспеченность коммунальными услугами);
в) проверка соблюдения установленных требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в МКД;
г) проверка в части соблюдения обязательных требований к качеству, объему и порядку предоставления коммунальной услуги и к порядку начисления платы за коммунальные услуги.
К компетенции Государственной жилищной инспекции Вологодской области не относится:
а) применение мер гражданско-правовой ответственности (взыскание гражданско-правовых санкций, возмещение морального и материального вреда);
б) проведение проверок, предметом которых является целевое расходование денежных средств, начисление пени, задолженность по оплате ЖКУ;
в) рассмотрение обращений, содержащих вопросы по предоставлению мер социальной поддержки (субсидии, льготы по оплате ЖКУ).

Владимир Сентябрев, газета «Голос Череповца»

Сегодня, 15:00
Ленты-триколоры и тематические значки будут раздавать вологжанам в День флага
Все желающие смогут принять участие в викторине, посвященной российскому флагу, а также взять на память ленточку-триколор.