26 июля 2019, 13:00

Уникальная картина XIX века вернулась в Череповец после шестилетней реставрации

Новый уникальный экспонат появился в Череповецком художественном музее. Картина XIX века вернулась в город после шестилетней реставрации в Москве. На ней изображен местный святой Филипп Ирапский. Накануне картину впервые презентовали горожанам.

«Встреча Филиппа Ирапского с князем Шелешпанским» — так полностью звучит название этой удивительной картины. Святого особенно почитают верующие череповчане. В часовню, где покоятся его мощи, постоянно приходят десятки людей. Именно Филипп Ирапский основал Свято-Троицкую пустынь на правом берегу реки Андоги в Кадуйском районе.

Отец Иов, игумен Свято-Троицкого Филиппо-Ирапского монастыря: «Это свидетельство того, что вокруг этих святынь, вокруг преподобного Филиппа память народная жива. Она создавала такие прекрасные произведения. Я думаю, что это действительно достойное украшение, хороший пример того, что не только художники конца XIX – начала XX века любили этого святого, но и те реставраторы, которые проявили этот труд».

По преданию, место для будущей обители святому подсказал ангел. Но земля принадлежала князьям Шелешпанским. Один из братьев не хотел отдавать ее под строительство, за что, по преданию, был сурово наказан Господом. Второй же, князь Андрей, наоборот покровительствовал преподобному. Эта история отражена и на иконе, которая находится в одном из залов музея.

Светлана Пономарева, заведующий художественным музеем: «Переоценить влияние Филиппа Ирапского на нашу эпоху, его покровительство, заступничество, молитвы о нас вообще невозможно. Мы каждую икону, каждую картину, что пришла к нам с реставрации, так вот позиционируем. Здесь у нас вообще один из четырех просто грантов, которые мы получили по федеральной целевой программе «Культура России».

В Череповецкое музейное объединение картина поступила еще в 1937 году. До реставрации пребывала в довольно плачевном состоянии. Спустя долгие годы, за кропотливый труд взялись художники в Москве.

Елена Иквилс, заместитель директора по хранению музейных предметов Череповецкого музейного объединения: «Картина была в неудовлетворительном состоянии. Многочисленные сквозные разрывы холста, различные темные пятна по всей поверхности, деформация подрамника, деструкция нитей холста, ну и нижняя часть картины была сильно затемнена».

Событие для Череповца по-настоящему уникальное. Картина реставрировалась более пяти лет, с 2013 года. Ее автор неизвестен, но, как отмечают искусствоведы, никакой академии художеств он не заканчивал. Тем не менее, картина выполнена с особой теплотой и искренними чувствами.

Особенность картины еще и в том, что она основана на реальных событиях. Филипп Ирапский на ней беседует с князем Шелешпанским о будущей обители. И место тоже реально.

Владислав Трофимов: «Меня зацепило, что я смотрю те места, где я сам был. И вот стою там. Где стоит сам Филипп Ирапский, теперь стоят стены этого монастыря. С этого же места я смотрел на Андогу, место очень красивое и не случайно на самом деле было выбрано для монастыря».

К слову, детище святого Филиппа Ирапского сейчас постепенно возрождается. Накануне в обители был освещен новый храм в честь Казанской Божьей матери. Икона оттуда уже долгое время хранится в художественном музее. Она является одним из самых первых списков оригинала XVI века. Отреставрированную же картину святого совсем скоро выставят в историко-краеведческом музее.