Водители стали чаще обжаловать штрафы

В России стремительными темпами растет число постановлений о неуплаченных штрафах ГИБДД. Эксперты уверены, что на статистику повлияла массовая установка камер фото- и видеофиксации. При этом автовладельцы массово обжалуют штрафы в судах.

По данным службы судебных приставов, в январе — мае этого года количество постановлений о неуплаченных штрафах ГИБДД увеличилось почти на 20 % — до 22,4 млн.

Опрошенные «Известиями» эксперты отметили, что на статистику приставов повлияло главным образом постоянное увеличение количества дорожных камер. С одной стороны, стало фиксироваться больше правонарушений, с другой — выписанные штрафы начали чаще оспаривать в суде. По данным ГИБДД, в 2018 году с помощью камер было выписано 106 млн штрафов. За год количество стационарных комплексов фото- и видеофиксации выросло на 20 %.

Увеличение количества штрафов связано и с расширением автопарка — ежегодный прирост составляет примерно 2 млн транспортных средств.

Появилась еще одна проблема — отсутствие неотвратимости наказания для должников, которые принципиально не платят штрафы ГИБДД, а через два года задолженность сгорает и человек вновь чист перед законом. Проблема усугубляется еще и тем, что на дорогах становится все меньше инспекторов, ведь поймать должника можно только на дороге, остановив его и проверив по базе данных.

Эффективным стимулом для уплаты штрафов стало временное лишение водительского удостоверения и ограничение выезда из России. Сейчас рассматривается еще одна возможность давления на должников: если автовладелец не платит штрафы и сумма по ним превысила критическую отметку, предлагается ограничить доступ к определенным госуслугам, например к обмену паспорта, получению справки. Негативно на статистике судебных приставов сказалась нерегламентируемая установка камер фиксации правонарушений. Часто они устанавливаются не по ГОСТу, и автомобилисты не желают платить такие штрафы, обжалуя их в суде. Для решения проблемы необходимо сделать обязательной установку камер по ГОСТу, запретить региональным властям заключать с частными структурами соглашения, по которым с каждого штрафа коммерсанты будут получать средства.

Андрей Савин