Когда поколения вступают в диалог

Идея была простой: подружить ребят из детского дома с хористами — бабушками и дедушками — для общения, тепла, познания нового. Так в городском совете ветеранов Череповца родился проект «Диалог поколений». Что из этого получилось?

Это уже второй проект в Череповце, где взаимодействуют старшее и молодое поколения. Реализуется он с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества. Первым был проект «Служба комплексного взаимодействия «Семья». Что получилось на этот раз, когда основой стало увлечение музыкой? Рассказывает Евгения Аристова, куратор музыкального направления проекта «Диалог поколений».

«В этом году в жизнь моих подопечных — воспитанников из Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Наши дети» — вошла новая для всех нас и очень жизнеутверждающая история. История, на первый взгляд, простого общения между двумя поколениями: ветеранов — детей времен Великой Отечественной войны — и детей четвертого послевоенного поколения».

Но в диалоге между этими двумя поколениями не все оказалось поначалу сопоставимо. Непросто оказалось нашим активным и беспокойным детям понять этот почтенный возраст с его размеренной жизнью, манерами, тактом. Непросто понять и прочувствовать рассказы о послевоенном детстве, о мирной юности с ее стремлениями и проблемами. Оказалось, что жизненные ценности, творческие предпочтения, вкусы, представления детей и ветеранов находятся на абсолютно разных планетах. Стало очевидным, что придется организовать соприкосновение этих планет, расстояние между которыми более полувека. Представила себя военным стратегом (про себя улыбнулась даже: чем музыкант не стратег?). В голове тут же возникла картинка обычного моста, а за ней следом и план действий.

Оказалось, что создание мостика и есть главная задача. И у нас есть отличный инструмент для строительства — музыка! Человек в любом возрасте любит петь, это самое удобное и приятное выражение своих переживаний. Песней можно спросить, песней можно ответить, песня может заставить молчать, смеяться и плакать. Песня может заразить ритмом, словами, мелодией, желанием спеть ее самому, на свой лад, в своем настроении.

Но и найти общую песню для поколений оказалось делом одновременно сложным и простым. Как это? — спросите вы. Для меня и самой не все понятно, до сих пор ищу ответы на многие вопросы. Загадка в том, что излюбленные жанры нынешней молодежи далеки от тех, которые нравятся нашим бабушкам и дедушкам, да и нам тоже. Но вот военная, патриотическая тема — одна из самых излюбленных у людей любого возраста. Ни разу мне не пришлось уговаривать ребенка разучить и исполнить песню о войне, боевых воспоминаниях, о Родине. Сложнее было рассказать об исторических событиях, объяснить их взаимосвязь. Приходилось искать в первоисточниках сами истории, заложенные в основу военной песни. К примеру, так случилось с песней «На безымянной высоте», написанной величайшими людьми советского периода, фронтовиками Вениамином Баснером и Михаилом Матусовским. Далее следовал долгий поиск формы исполнения этой песни. Но это уже была совместная работа, и — самое важное в нашем общем деле — зарождался настоящий диалог между детьми и ветеранами, участниками хора «Воспоминание» управления образования. Мы обсуждали, пробовали спеть, учили текст песни, слушали руководителя хора Владимира Николаевича Болознева — какие голоса поют ту или иную взрослую партию. Возникал порой даже аргументированный спор между всеми участниками предстоящего исполнения этой песни. Одним словом, работа «Диалога…» кипела.

Надо отдать должное и детям, и ветеранам. Поскольку встреч для творческого общения и работы запланировано в проекте не так много — два раза в месяц, во время каждой мы успевали многое! Поработать над выбранным репертуаром; признаться, что забыли второй куплет, пока ехали в трамвае; рассказать о том, что сегодня было на школьной перемене; промаршировать по широким коридорам управления образования под аккомпанемент аккордеона и даже спеть свою любимую песню «Мама, буду добрым я, а не злым…».

Непривычным для детей стало исполнение песен под аккордеон, которым мастерски владеет руководитель хора ветеранов.

В перерывах между разучиванием куплетов и партий младшие мальчишки с присущим детям любопытством бегали пальчиками по клавишам старого аккордеона, внимательно слушали рассказ аккордеониста об устройстве этого музыкального инструмента (что такое меха, клавиатура, ремни, как строятся аккорды).

Старшим девочкам было в новинку петь в составе большого хора, где поддерживающей вокальной партией выступают взрослые женщины (альты, сопрано) и замечательный низкий бас солиста хора ветеранов Виталия Яковлевича Тарана.

Ценность такого взаимодействия неоспорима. Это, прежде всего, воспитание воли у молодого поколения. Не все дети могут долго заниматься одним видом деятельности, доводить начатое до конца, видеть и оценивать свои результаты: обсуждать, что получилось, а что не очень. Это укрепление детской самооценки, развитие уверенности в себе. Есть у нас девочка с хорошим, ярким голосом, но застенчивая. Из-за малейшей неудачи в совместном исполнении она часто принимала позицию отказа. Сейчас, после занятий, мастер-классов, совместных концертов, стала уверенней, открыта для разговора, не замыкается надолго в себе, легко и быстро справляется с ошибками в пении. И все это благодаря поддержке и заботе ветеранов в отношении всех детей.

Смотреть на взаимодействие таких разных поколений, являясь при этом представителем среднего возраста, принимать личное участие в работе смешанного хора (к моей радости, пригодилась подготовка хормейстера смешанных хоров) — это особый технический труд и награда. Даже историкам соединить несколько эпох воедино не всегда удается. А тут — вот они, как на ладони: и стар и млад. И все поют.

Накануне мы поздравляли Виталия Яковлевича с 25-летием творческой деятельности. Четверть века он посвятил работе в хоре. Наш юный участник Матвей спросил: «А это очень долго?» Ответ был таким: «Ты за это время дважды школу успеешь окончить с 1-го по 10-й класс и еще институт». Пришлось высчитывать самому. Справился!

Ирина Ромина