«Король Лир говорит» в Вологде

Индустриальная кукольная опера как театральная бомба. Впечатливший и артистов, и зрителей эксперимент поставили московские режиссеры лауреаты «Золотой маски» в вологодском «Теремке». Эскиз нового проекта был поставлен в рамках форума «Российский театр – ХХI век».

В главной роли спектакля с участием вологодских актеров «Король Лир говорит» — Роберт Остролуцкий — звезда мюзикла Тодд, лидер нескольких творческих коллективов. В том числе группы «Собаки Табака», которая тоже была задействована в постановке.

Занавес открывается, но в зале не становится светлее. В полумраке сцены только слабо как будто флюоресцирует паутина декораций. Музыканты — силуэты создают плотно сплетенное полотно гнетущего звучания барабана и тревожащего стона виолончели, заставляющей вибрировать тело изнутри. Эту завесу прорезает только один голос.

Монотонность, безжалостность ритма, даже грубость — стиль индастриал как никакой другой подходит трагедии Шекспира, посчитали авторы постановки и назвали жанр «индустриальной кукольной оперой». Это пока эскиз — три сцены были созданы и отрепетированы буквально за два дня, чтобы представить их перед участниками театрального форума на сцене вологодского «Теремка».

Создатели — творческое объединение Таратумб и Роберт Остролуцкий. Сама идея родилась благодаря знакомству с солистом, говорят московские режиссеры. В афише исполнителя короля Лира представляют зловещим фронтменом рока.

Роберт Остролуцкий, лидер группы «Собаки Табака», исполнитель роли короля Лира: «Зловещий я на сцене, безусловно. Потому что смысл в жизни быть зловещим. Это скандальным каким-нибудь? Злобным просто? Я вас ненавижу! Будьте прокляты! Это же глупо».

Роберт Остролукций также один из авторов нового, более яростного, перевода трагедии. Перестройку пережило и оформление классического произведения. Это эстетика насекомых, красота и безобразие. Так, куклы — дочери Лира — это свивающиеся в клубок гусеницы.

Ольга Шайдуллина, режиссер, композитор, создатель творческого объединения «Таратумб» (Москва): «Падение одного мира, межвременье, постройка какого-то нового — то, что в „Лире“ есть у Шекспира, оно очень созвучно этой красивой, но односекундной жизни бабочки, которая умирает, рождается, является в новых формах».

Об этом и костюмы актеров — исполнителей и ролей дочерей, и самого Лира.

Антон Калипанов, режиссер, создатель творческого объединения «Таратумб» (Москва): «Почему одни мужчины? Так это же круто! Это совершенно другая энергия. Тут нужна такая была такая приземленная энергия, не женская».

Эскиз создавался с участием актеров «Теремка». Авторы говорят, что если бы не были знакомы с вологодским театром, не решились бы на такой эксперимент. В вологодских артистах были уверены.

Андрей Васильев, актер Вологодского областного театра «Теремок»: «Искали эту пластику в стиле фэшн фрик. Это было конечно поначалу сложно. Когда ты делаешь всю жизнь правильно и изящно, а тебе надо все ломать. Этим и занимались».

Авторы проекта планируют в дальнейшем создать полную постановку. На вологодской сцене или нет, об этом говорить слишком рано. Само появление цельного спектакля — вопрос времени и финансов. Но как показало обсуждение после того, как закрылся занавес — вологодский зритель, да и сами артисты встретили бы подобный проект с восторгом.