5 июля 2019, 5:44

Генетики рассказали, как много россиян не могут пить кофе

Ученые из медико-генетического центра Genotek выяснили, что примерно каждый восьмой россиянин обладает мутациями, которые не позволяют им пить кофе из-за того, что этот напиток вызывает у них тревогу и панику. Об этом корреспонденту РИА Новости сообщили в пресс-службе организации.

«Важно отметить, что определенные варианты гена ADORA2A могут вызывать у людей чувство тревожности и паники. Таким людям следует скорректировать количество потребляемого кофеина в день, с учетом типа метаболизма, в меньшую сторону. Вот почему так важно знать свои индивидуальные генетические особенности”, — говорит Валерий Ильинский, генетик и генеральный директор Genotek.

В последние годы ученые начали активно изучать то, как различные обыденные продукты питания, в том числе и кофе, влияют на здоровье человека и на работу его организма. К примеру, биологи достаточно давно считали, что употребление кофе и других кофеиносодержащих напитков может негативно влиять на работу сердца у людей с аритмией, однако длительные наблюдения за здоровьем нескольких тысяч «сердечников» показали, что это не так.

фото hdwallpaperz.net

С другой стороны, вопрос существования позитивных эффектов от употребления кофе пока остается предметом споров среди ученых. За последние годы многие группы исследователей обнаружили, что употребление более трех чашек кофе в день заметно снижает риск развития инфарктов и ряда других болезней, а другие научные коллективы, наоборот, говорят о том, что такой связи нет.

Вдобавок, ученые открыли несколько интересных индивидуальных особенностей в геноме разных людей, объясняющих то, почему некоторые индивиды становятся «кофеманами», а другие не могут пить кофе в принципе. К примеру структура гена PDSS2 определяет то, как много напитка нужно выпить человеку, чтобы почувствовать его бодрящий эффект, а другие мутации сделали некоторых людей очень чувствительными к горькому вкусу кофе.

Еще одна подобная особенность, как отмечают исследователи из Genotek, связана со структурой гена ADORA2A. Этот участок ДНК содержит в себе инструкции по сборке особых рецепторов на поверхности нейронов, которые отвечают за выработку дофамина, гормона счастья, и еще одной сигнальной молекулы, норадреналина.

фото 2tea.pro

Кофеин блокирует работу этих рецепторов, в результате чего человек ощущает всплеск бодрости, у него учащается сердцебиение и повышается давление. Достаточно давно ученые обнаружили, что замена одной из «букв» в ADORA2A ведет к тому, что кофе перестает действовать на этот белок, а носители таких мутаций легко впадают в тревожные состояния и чаще испытывают стресс при употреблении этого напитка.

Российские генетики попытались оценить число носителей этой мутации, rs5751876, среди жителей нашей страны, проанализировав геномы примерно четырех тысяч пациентов, обращавшихся в Genotek за помощью.
Как оказалось, эта вариация ADORA2A встречается среди россиян достаточно часто — ей обладало около 13% участников исследования. Ее носителям ученые рекомендуют пить не больше двух чашек кофе в день, а также проходить консультации у квалифицированных врачей, так как эта версия гена делает их более подверженными тревожным состояниям и панике и без употребления бодрящего напитка.

12 июля 2019, 16:10
5,5 млрд. рублей в течение 5 лет будет направлено в вологодскую медицину по линии нацпроектов
В 2019 году в «зону комфортности» войдут 20 медицинских организаций.