«Лосиные бега» на трассах останавливают электропастухи

По данным на 1 июня 2019 года, на дорогах Вологодской области случилось 38 дорожно-транспортных происшествий с дикими животными: 37 — с лосями, 1 — с кабаном. Обитатели леса являются собственностью государства, и именно ему водитель обязан возместить причиненный ущерб. Установлена четкая такса. В частности, сбитый лось оценен в 80 тысяч рублей.

Не поверите, но штраф предусмотрен даже за сбитого крота и бурундука, правда, размер его минимален — 10 рублей.

Не видит и пугается

ДТП с участием лосей начинают регулярно появляться в дорожной сводке с наступлением тепла. И тому есть две причины — активность сохатых, которые перемещаются к местам летнего обитания, и увеличение потока транспорта с началом дачного сезона. Статистика говорит, что в нашей области более 60 % аварий с лосями происходит на федеральных трассах в границах Череповецкого и Устюженского районов. Также в зоне повышенной опасности находятся дороги в Вологодском, Грязовецком и Сокольском районах.

Столкновение автомобиля и лося, средний вес которого составляет около полутонны, редко обходится без последствий. В этом году четыре человека получили травмы в подобных авариях, которые произошли на территории Вологодского, Сокольского и Сямженского районов. Автомобили, сбившие животное, либо требуют дорогостоящего ремонта, либо вовсе не подлежат восстановлению.

На сайте областного охотдепартамента мы нашли видеоролик, в котором среди прочего дается характеристика лося. Итак, это спокойное травоядное животное, основной его рацион — кора деревьев и мох. У него миролюбивый характер, и, если его не пугать и не дразнить, он никогда не станет нападать на человека первым.

Как лоси оказываются на дороге? Загородные лесные трассы часто проходят через среду обитания лосей и пересекают их миграционные тропы. Во-вторых, зимой сохатому легче передвигаться вдоль дороги, чем по заснеженному лесу. Также животных привлекает соль, которая остается на проезжей части после обработки реагентами.

«Мир вокруг себя лось воспринимает по звукам. Зрение у него очень слабое, поэтому он не видит машину издалека. А когда она приближается, лось пугается, делает резкие движения», — поясняют специалисты департамента.

Как быть водителю, когда он увидел на дороге или обочине лося?

«Настоятельно рекомендуем не подъезжать к ним слишком близко, не выходить из автомашины, не использовать звуковые либо световые сигналы, не фотографировать, так как реакция животного на вспышку фотоаппарата, мигание фар и сигналы непредсказуема — последствия также могут быть трагическими ввиду агрессии или просто испуга животного», — говорит инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД по Череповецкому району Мария Печугина.

Электропастух на обочине

Действенной мерой в борьбе с выходом лосей на дороги стали так называемые электропастухи — электрические изгороди. Протянутые в несколько рядов металлические провода, закрепленные на опорах высотой около двух метров, находятся под небольшим напряжением — всего 12 вольт. Слабый ток не вредит животному, а просто отпугивает, заставляя повернуть в другую сторону.

Первая электроизгородь была установлена по инициативе губернатора Олега Кувшинникова в 2013 году на границе Вологодского и Шекснинского районов, на участке протяженностью 5 км. В 2016-м комбинированное ограждение (защитная сетка и электроизгородь) появилось на трассе Вологда — Медвежьегорск (участок с 75-го по 77-й километр).

В прошлом году на той же дороге автомобилистов обезопасили от внезапного выхода диких зверей на проезжую часть на участке протяженностью 12 км (в границах национального парка «Русский Север»). Также в 2018 году ограждение было установлено на трассе А-114 на территории Шекснинского района. В этом году комбинированные ограждения после капитального ремонта автодороги А-114 будут построены пятью участками общей протяженностью 14,5 км.

Предпринимаемые меры дают свой результат: количество ДТП с участием лосей снижается, как и число жертв таких столкновений (и среди людей, и среди животных). Приведем статистику по федеральным дорогам области:
— в 2014 году пострадали 15 человек, погибли 2 человека и 47 лосей;
— в 2018 году пострадали 4 человека, погибли 1 человек и 45 лосей;
— по данным на 17 июня 2019 года, пострадали 5 человек (погибших — 0), погибли 16 сохатых.

Со штрафом и без мяса

По закону водитель, сбивший дикое животное, обязан возместить государству причиненный вред, даже если его вина отсутствует. С 12 февраля 2018 года вдвое увеличены таксы, по которым исчисляется размер вреда, причиненного вследствие уничтожения объектов животного мира.

Сколько придется заплатить?

— За сбитого лося — 80 000 рублей,
— за медведя — 60 000 рублей,
— за кабана — 30 000 рублей.

Но водитель будет платить из своего кошелька только в том случае, если у него нет полиса обязательного страхования. В ситуации, когда ОСАГО имеется, событие признается страховым случаем и причиненный ущерб возмещает организация-страховщик по заявлению облохотдепартамента.

«По сложившейся судебной практике для возмещения ущерба не имеет значения, где произошло ДТП — в зоне действия знака 1.27 «Дикие животные» или вне зоны. Так как знак лишь предупреждает водителя о возможности выхода дикого животного на дорогу, но не гарантирует, что оно выйдет», — поясняют специалисты департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области.

Как вести себя в ситуации, когда совершен наезд на дикое животное? Первым делом нужно вызвать сотрудников ГИБДД. Они выедут на место и пригласят охотинспекторов. Кстати, последние и составляют протокол о порче охотничьих ресурсов.

Еще один момент. Куда потом девается туша погибшего лося? У некоторых водителей, особенно когда нет свидетелей аварии, велик соблазн забрать ее себе с целью выгодной продажи мяса. Взрослая особь весит в среднем полтонны. Мяса в ней — около 200 кг. Цена на 1 кг лосиного мяса начинается от 500 рублей. Выгодно, но а) незаконно, б) наказуемо. По правилам тушу забирают охотинспекторы, проводится ветеринарная экспертиза, после чего ее утилизируют.

Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»