Как пробудить в ребенке интерес к занятиям и учебе

«Сын ничем не занимается, ничего не хочет делать, включая уроки. Пробовал отправить его в спортивную секцию — он не стал ходить на тренировки. Как пробудить в нем интерес хоть к каким-то занятиям, к учебе?» — спрашивает Владимир, отец школьника.

На вопрос папы отвечает врач-психотерапевт Борис Ершов:

— Давайте попробуем разобраться, почему дети, подростки мало чем-то заинтересованы в жизни, кроме гаджетов, где у них почти всегда все получается. Причин может быть несколько.

Первая — ребят много критикуют за сделанное либо родители все делают за детей сами, не допуская ни к чему. Если после того, как подросток, ребенок начинает что-то делать, он слышит критику, насмешки — желание продолжать пропадает. Это переносится и на другие сферы жизни. А если насмешки звучат часто, он может перестать что-либо делать вообще.

Вторая — родители мало общаются с детьми, мало обсуждают то, что происходит, либо общаются директивно: «Иди делай», «Когда вырастешь, тогда спорить будешь» и т. д. Подросток противится приказам, начинает препираться.

Поэтому когда родители стремятся изо всех сил направлять (укоряют, насмехаются, требуют) — человек огрызается, замыкается, ощущая при этом беспомощность. Но внешне ведет себя гордо и начинает сопротивляться, тянуть время, чтобы ничего не делать, либо начинает делать кое-как, лишь бы от него отвязались. В итоге в семье формируется соответствующее отношение к сыну или дочери: что они ленивые, неспособные, беспомощные. Попытки мотивировать происходят по старому механизму и заканчиваются ничем. Цепочка замыкается. На подростка вешают ярлык ленивого, ни к чему не пригодного, что мало способствует развитию.

Что же делать?

Первое. Менять стереотипы: перестать относиться к нему как к ленивому, как к человеку, «которого нужно десять раз попросить, чтобы что-то сделал», который «делает все как попало».

Важно учитывать: чтобы изменить стереотипы, нужно время, минимум месяц-полтора. Потому что сложившийся стереотип будет сопротивляться. И когда вы будете просить о чем-то сына или дочь, вы будете получать привычную реакцию, которая может вызвать у вас раздражение или обиду. Стереотип не меняется быстро. Поэтому очень важно учиться реагировать на привычное поведение по-другому.

И важно знать (и быть к этому готовым): когда вы начнете менять отношение, человек начнет вести себя еще хуже, ему это непривычно, поэтому сопротивление растет. Если вы сумеете сохранить стабильность и ваш подросток убедится, что крики и игнорирование не помогают, что его не ругают, не обвиняют, на него не кричат, а продолжают разговаривать, спрашивать, сопереживать, он начнет подстраиваться, тоже искать новые формы отношений — как сделать, чтобы согласовать с вами.

По привычке будет делать как раньше — чтобы отстали, и здесь вам тоже понадобится смирение, понимание, что этот этап тоже надо пережить, и тогда вы все вместе будете пользоваться плодами этой деятельности или вместе помогать ему. И постепенно общение будет выстраиваться в нужном русле.

Второе. Чтобы вашим детям было интересно развиваться, вам тоже должно быть интересно что-то делать. Поэтому не нужно объяснять детям, как нужно жить, они все равно возьмут пример с вас. Подумайте, что бы вы хотели изменить в своей жизни, как вы можете ее разнообразить. Вспомните, что вас интересовало раньше. Если вы переросли свои прежние интересы, поищите что-то другое.

Третье. Очень важно, как вы проводите совместно время, как вы шутите, играете, смеетесь. О чем беседуете, рассуждаете, что обсуждае-
те — потому что это формирует картину мира ребенка и вашу с ним совместную картину мира.

Четвертое. Можно поговорить с ребенком о его мечтах и вместе подумать, как воплотить их в жизнь.

Важное уточнение. Процесс внутренних изменений нелегкий. Поэтому важно заниматься собой. Например, вы испытываете раздражение в ответ на реакции вашего ребенка. Уходите от общения в такие моменты, пока не успокоитесь. Можно побить боксерскую грушу или подушку, побегать, что-то написать, порисовать, просто прогуляться. Главное — искать способы, которые помогли бы разрядиться. Можно слушать музыку, релаксировать, петь, танцевать. И не стремитесь прилагать усилия, чтобы успокоиться, спокойствие постепенно придет само.

Ирина Ромина