Врачам приходится конкурировать с интернетом, чтобы вылечить пациента

В прошедшее воскресенье медики России отметили свой профессиональный праздник. Медицина — одна из самых обсуждаемых тем как на официальном, так и на «семейно-компанейском» уровне. Какие посиделки обходятся без историй про людей в белых халатах? И вот тут потенциальные пациенты высказываются от души, выражая полярные мнения. А что врачи думают о пациентах? В преддверии Дня медработника журналисты побеседовал об этом с представителями медицинской сферы города.

Интернету доверяют больше

Врач общей практики Татьяна Тяпайкина, зав. вторым отделением ВОП поликлиники № 7, имея богатый профессиональный опыт и более 20 лет стажа, отмечает, что за два десятилетия пациенты сильно изменились. Влияние интернет- и телепроектов о медицине, с одной стороны, оказалось благотворным: люди стали более ответственно относиться к своему здоровью. Но есть и другая сторона…

«Пропадает доверие к врачу, — сожалеет доктор. — Пациенты предпочитают лечиться по Интернету, самостоятельно диагностируя себя, а у врача уже пытаются документально подтвердить то, что они у себя «нашли». То есть идут в поликлинику не с жалобами, а с диагнозом. К примеру: «После просмотра передачи по телевизору я понял, что у меня рак, дайте мне направление на МРТ». Теперь болезнь — это шоу. Очень много программ, которые рассказывают про болезни и про их лечение. А Интернет — это просто бич. Когда в поисковой строке набираешь фразу «У меня неделю кружится голова» и Интернет выдает ответ: «У тебя рак головного мозга», тут любой запаникует».

Татьяна Александровна говорит, что кроме диагностики состояния здоровья (опрос, осмотр и т. д.) нередко приходится проводить и психотерапевтические беседы. Зачастую пациенты приходят чуть ли не со списком тех обследований, которые они, по их мнению, должны пройти.

«Любое вмешательство в организм не полезно. Ту же фиброгастродуоденоскопию (ФГДС) делать нужно только по показаниям. Любое исследование (даже то, которое кажется пациенту безвредным) имеет свои показания и противопоказания. Все индивидуально! Нельзя равняться на знакомых и соседей».

Тем не менее Татьяна Александровна отмечает, что сложнее не с такими пациентами (их еще можно переубедить), а с теми, кто избегает встреч с врачом и на все предложения и советы отвечает: «Да что к вам ходить, я лучше пойду платно, там мне дадут все, что я хочу!»

«Люди приходят разные, каждый со своими эмоциями, но обиды на пациентов у нас нет. Стараемся искать подход ко всем. Эмоциональные люди были всегда. Для нас проблема больше в том, что стало крайне мало доверия к врачу», — сказала в заключение нашей беседы Татьяна Александровна.

К врачу с диктофоном

Главный врач детской поликлиники № 3 (объединенная вторая и четвертая) врач-инфекционист Светлана Федунова считает, что эпоха потребления сказалась и на медицине:

«С того времени, как мы стали «оказывать услуги» (раньше лечили, а теперь оказываем услуги), отношение пациентов к медикам изменилось. Большинство родителей в полной мере переложили ответственность за здоровье своего ребенка на врачей. Хотя по закону это функция родителей (законных представителей)».

По словам Светланы Викторовны, некоторые близкие их пациентов открыто критикуют действия и назначения врача. Порой прямо при докторе открывают Интернет и проверяют, правильно ли он назначил тот или иной препарат. Могут в резкой форме прокомментировать сделанные назначения. А бывает, приходят на прием с диктофонами.

Самые распространенные вопросы, которые задают родители маленьких пациентов, касаются проведения обследований. Зачастую родители и сами не знают, на какие показатели надо сдать анализ, но сдать его надо, потому что посоветовала соседка, знакомая, родственница.

«В обстановке резко отрицательного отношения со стороны пациентов работать тяжело. Мы с коллегами работаем на ликвидацию этого противостояния. Проводим различные психологические тренинги для персонала. Наш штатный медицинский психолог с осени прошлого года проводит тренинги именно по конфликтологии. Занятия прошли работники регистратуры, все врачи и медсестры», — рассказала Светлана Викторовна.

В стационаре иначе

Не знаю, почему так сложилось, но к докторам, которые работают в больницах, у многих пациентов отношение иное, нежели к врачам поликлиник.

«Не так давно я сменил место работы — с поликлиники на больницу, — рассказывает Сергей Прытов, оториноларинголог детской городской больницы. — Соответственно, поменялся и контингент. Теперь я в большей степени взаимодействую с детишками. И такое общение (а у нас происходит не только диагностика и лечение заболеваний) очень греет душу. Что касается родителей пациентов, есть разница в том, как они ведут себя на приеме в поликлинике и в больнице. В стационаре все сдержанно и спокойно, без нервозности и колкостей, которые порой бывают в кабинете поликлиники. Родители понимают, что если их ребенку не помогу я и мои коллеги, то путь только один — обращаться в другой город. Они внимательнее и ответственнее воспринимают все назначения и рекомендации».

В городском роддоме своих пациенток любят. Все, с кем я успела пообщаться (от медсестры до главврача), говорят об этом вслух: «У нас самые лучшие пациентки».

«Абсолютное большинство наших пациенток готовы к родам, мотивированы к ним и к предстоящему материнству. Особенно если они регулярно посещали женскую консультацию. И уж тем более, если прошли школу подготовки к родам, — говорит Герман Мяснов, главный врач городского роддома. — Есть такая категория женщин, которые к процессу беременности относятся как к параллельной ситуации, которая их практически не касается. Вот это самая опасная категория. Почему? Потому что такая женщина думает примерно так: «Я забеременела, и на этом моя функция закончилась. А дальше — это ваша врачебная задача». Потом, при поступлении в роддом, она, образно говоря, приносит свой живот и ведет себя по формуле «рожайте меня». При этом во время беременности она посещает гинеколога, проходит все процедуры и исследования, но как-то отстраненно. Ни о каких курсах подготовки, конечно, не думает. К счастью, таких женщин очень мало».

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»

17 июля 2019
Хотят открыть центр реабилитации
В Череповце полицейские совместно с мэрией города прорабатывают вопрос об открытии социально-реабилитационного центра для лиц, освободившихся из мест лишения свободы