Сколько нужно средств для обслуживания многоквартирного дома?

Споры о том, какая форма управления многоквартирным домом эффективнее, не утихают. У любой из них есть свои плюсы и минусы, которые усиливают или ослабляют свое влияние в зависимости от конкретных условий. Журналисты побеседовали с председателем одного из городских ТСЖ, который рассказал, как строится работа в нем. Наш собеседник — Елена Таджимова, которая возглавляет ТСЖ «Строитель-2».

— Елена Васильевна, сколько средств собирается в вашем доме по тарифу на содержание и текущий ремонт общего имущества?

«Около 48 000 рублей в месяц. Эти средства идут на оплату труда всех работников, налогов, расходов на обслуживание автоматики, системы вентиляции, газопровода, на текущие ремонты».

— Как распределяются по статьям эти деньги?

«Председатель ТСЖ получает 7 500 рублей в месяц, такая же зарплата у бухгалтера и дворника. Уборщице платим 4 200 рублей. На налоги уходит примерно 8 500 рублей, банковское обслуживание — 2 800. Помимо этого 2,5 года мы отчисляли по 6 000 рублей в месяц строительной компании за произведенный ремонт. И получается, что у нас ежемесячно остается на текущие аварийные работы 300 рублей. Сантехника и электрика мы сейчас на окладе не держим».
Сантехнику пришлось бы платить около 4 000 рублей в месяц. Часть работы сама делаю. Бывает, ночью кто-то из жильцов звонит, сообщает об аварии, я одеваюсь и иду отключать стояк, а утром уже вызываю ремонтников. Мы даже аварийную службу на обслуживание сейчас не можем взять. Это тоже примерно в 4 000 рублей в месяц обходится. Сама же осматриваю оборудование, чтобы вовремя поменять. Вот сейчас 6 вентилей под замену, а денег нет, так как они еще и на судебные тяжбы уходят. Также электрика вызываем на профилактику. 500 рублей платим, чтобы пришел и все осмотрел пару раз в год.

— И что, в других ТСЖ председатель и бухгалтер тоже получают как дворник?

«По-разному бывает. Все люди разные, собрания членов ТСЖ могут принимать различные решения. У нас дом небольшой. Есть ТСЖ с бюджетом в несколько раз большим, чем у нас, притом что и сам дом может быть новым, а значит, не требующим больших вложений. Иногда изучаю финансовые отчеты других ТСЖ, смотрю, сколько тратится денег и на что. Некоторые цифры меня удивляют. Что касается зарплат председателей ТСЖ, то бывает и 20, и 25, и даже 30 тысяч. Бухгалтеры около 15 тысяч получают».

— Но у вас на ремонты катастрофически мизерные суммы…

«Есть еще сбор средств по программе капитального ремонта. Мы до сих пор расплачиваемся за ремонт кровли. Кроме того, мы участвовали в городских программах ремонтов, по которым существенные деньги выделялись из городского бюджета. Так, например, мы полностью отремонтировали двор».

— Что делать, если 300 рублей не хватило?

«Такое бывает. Например, когда срочно от снега требуется крышу очистить. Вношу свои деньги, которые мне потом долго возвращаются. Как-то за проведение экспертизы свои 42 000 рублей вносила. Они еще ко мне не пришли».

— Что значит «возвращаются»?

«За счет квартплаты. Я вот сейчас с февраля не плачу за квартиру. Знаю нескольких председателей ТСЖ, которым так же приходится действовать. Правда, таких немного».

— Ваши работники, получается, работают еще и на других домах?

«Не обязательно. Например, дворники практически всегда были из наших жильцов. Человек или с вечера начинает убирать, или рано утром. В пять часов выйдет, очистит территорию, а к 8 часам отправляется на основное место работы. Так один мужчина 6 лет проработал. Но вот недавно пришлось нанять из управляющей компании дворника. Бывает, что выпивает. Как-то зимой на работу не вышел, мне пришлось трактор нанимать за свои деньги. Но в ТСЖ в основном ручная уборка. Только при очень больших снегопадах арендуем трактор. Ничего не поделаешь. Смешнее объявления не найти, чем «Ищу дворника без вредных привычек».

— Приходится работников по объявлениям искать

«Крайне редко. Однажды нашла по объявлению сантехника. Понравилось, как работает, очень добросовестно. И мы сотрудничаем с ним уже 12 лет. Вызываю его по факту на конкретную работу. Он при этом трудится на заводе. Причем по сменам, а значит, не всегда может быстро прийти, а потому в «резерве» мне нужно иметь еще пару сантехников».

— Получается, что любые работы на доме осуществляются только через вас?

«Да. Что бы ни случилось, жильцы звонят мне. Я даже когда на дачу уезжаю, то телефон всегда ношу с собой. Был случай два года назад, когда дом оказался обесточен. Люди звонят. Пришлось брать машину, платить тысячу рублей, мчаться в город. Открываю щит — сгорели предохранители. Мне самой не справиться, мужская рука нужна. Позвонила электрику из управляющей компании, прибежал, помог. За 500 рублей».

— Все эти проплаты надо же оформить. Много бумажной работы?

«Обязательно надо оформить и все расходные ордера подшить в папку. А отчетность нужно хранить, так как в любой момент документы могут потребовать за любой период. Недавно вот ОБЭП нас проверял. А у нас же помещения правления ТСЖ нет. Поэтому часть бумаг хранится у бухгалтера, а большая часть у меня. Благо квартира трехкомнатная, я целую комнату под этот архив документов отвела. Фактически у нас надомный труд, за который должна также идти доплата, но ни я, ни бухгалтер ничего не получаем. А у меня в квартире еще и все заседания правления проходят, на кухне».

— Как часто тариф меняется на содержание и текущий ремонт общего имущества?

«Два года назад мы увеличили с 15,5 до 17 рублей с квадратного метра. Он и сейчас у нас такой. Площадь нашего дома всего 2 852 квадратных метра. Поэтому общая сумма получается небольшая. При таком же тарифе в больших домах общий сбор совсем другой, а некоторые расходы такие же, как и у нас. Поэтому и приходится так сильно экономить».

— Как «мусорная реформа» в этом году затронула ваше ТСЖ?

«Что касается вывоза мусора, то все в рабочем порядке, без больших проблем. Иногда приходится позвонить, напомнить, реагируют быстро. Но изначально договор я долго не подписывала с региональным оператором. Написала протокол разногласий, так как они требовали плату еще и за офис ТСЖ — 140 рублей. Но у нас нет офиса! Долго спорили. Кроме того, они оплату требуют до 10-го числа месяца. Я объясняю, что по закону до 10-го числа должны оплатить жильцы, еще два-три дня деньги идут до счета ТСЖ. Следовательно, как мы можем оператору всю сумму перевести до 10-го числа?»

— У вас все платежи за жилищно-коммунальные услуги идут через ТСЖ?

«Да. Прямых договоров у собственников с ресурсоснабжающими организациями не заключено. Людям так удобнее — платить за все по одной квитанции. Вот и насчет мусора мы сразу сказали, что будем брать плату только с тех, кто фактически проживает. Под роспись. А региональный оператор требовал, чтобы платили еще и те собственники, которые в доме сейчас не живут. Надо сказать, что и раньше мусор у нас вывозился без проблем. Причем уже тогда у нас люди платили с человека, а не с квадратного метра, как в большинстве череповецких домов».

— Какова ситуация с контейнерной площадкой?

«Она у нас общая с соседними домами, на которых работает управляющая компания. Всего пять контейнеров стоит. Сейчас осталось так же».

— Вы упомянули, что у ТСЖ еще и судебные расходы есть…

«К сожалению, да. Практически в каждом доме есть жильцы, которые пишут жалобы в разные инстанции, правоохранительные органы, требуют от ТСЖ возместить какие-то расходы, убытки. Бывает, что доходит и до суда. Это очень огорчает, отнимает много времени и нервов».

— И в каждом доме есть должники…

«У нас тоже были. Когда я стала председателем ТСЖ, в 2002 году, долг был 55 000 рублей — большая сумма! Не платили вовремя где-то 12 квартир из 48, то есть четверть. Стали разговаривать с каждым. Постепенно заплатили, но не все. Причем у некоторых людей деньги были. Им просто стала отключать свет после уведомлений, как и положено. И заплатили. Сейчас уже знаю, с кем проблемы могут быть, так уже в определенный день к ним иду сразу с квитанцией, напоминаю, забираю плату. Если кто-то накопит большой долг, тогда будет действительно сложно, этого допускать нельзя».

Владимир Сентябрев, газета «Голос Череповца»